Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

vanda1

«Вообще мою жизнь, начиная с юных лет и до глубокой старости, я провела в беспрерывном труде...» (В.А.Бернгард-Тшаска)

Данная статья посвящена Ванде Антоновне Бернгард –Тшаска, одной из ярких представительниц фортепианного искусства первой половины ХХ века. Жизненный и творческий путь пианистки и педагога представлен тремя небольшими главами историко-биографического характера. Малоизученный «екатеринбургско-свердловский период» её жизни пополнен важными сведениями и фактами.

 

Глава 1. Ванда Тшаска (польск. Vanda Trzaska)

vanda2

Ванда Аниела Тшаска родилась 7 января 1882 года1 в провинциальном городке Плешен Королевства Пруссии2. Её родители, возможно, принадлежали к дворянскому сословию (сохранился герб Тшаска), но достоверных сведений о семье и детстве сохранилось очень мало. Известно, что отцом Ванды был польский нотариус Антон Тшаска, мать (по национальности немка) была преподавательницей3. Вероятнее всего, она давала уроки музыки, в том числе своей дочери, рано проявившей музыкальную одарённость. В возрасте пяти лет девочка потеряла родителей и последующие годы воспитывалась в католическом приюте в Познани, затем во Львове. Недетская воля и решимость стать музыкантом, систематические занятия на фортепиано привели к успеху уже в 10-летнем возрасте, когда Ванда выступала в концертах с виртуозными пьесами. Возможность продолжить образование (стоившее немалых средств) юной пианистке помог случай. На одном из выступлений талант 15–летней девочки был замечен одним из польских магнатов4, который предоставил необходимую для обучения сумму. В 1897 году Ванда Тшаска поступила в Мюнхенскую консерваторию (Academia der Tonkunst) в класс профессора Бертольда Келлермана, ученика Ференца Листа. Одновременно с занятиями в консерватории девушка изучала иностранные языки и литературу на филологическом факультете Мюнхенского университета (в результате, кроме родных немецкого и польского, свободно владела французским, итальянским, английским языками).

vanda3

В 1902 году Ванда Тшаска окончила Мюнхенскую консерваторию с большой серебряной медалью, получив звание «свободного художника» и сразу была приглашена на должность преподавателя музыки в институт Аscher в Мюнхене (1902-1905гг). В ближайшее время Ванда стала ассистентом в Meisterklass при консерватории знаменитого пианиста и дирижёра Бернхарда Ставенхагена (одного из последних и лучших учеников Ф. Листа). У него она в течение трёх лет (1905-1908) осваивала концертный репертуар и вскоре дебютировала в Берлине. Пианистка исполнила три фортепианных концерта с оркестром, затем дала Klavierabend. Её выступление стало заметным событием в музыкальной жизни города, вызвало доброжелательный отклик в прессе. В короткий срок Ванда Тшаска завоевала популярность как незаурядная исполнительница. Репертуар молодой пианистки был весьма разнообразен, представлен разными композиторскими именами и стилями, но особую популярность у публики она приобрела как вдохновенная исполнительница произведений Фридерика Шопена5.

vanda4

Ещё во время учёбы в консерватории Ванда познакомилась с художником Эдгаром Бернгардом. Сходство артистических натур, близость художественных взглядов молодых людей привело их к решению соединить свои судьбы и 23 июня 1908 года Ванда Тшаска и Эдгар Бернгард обвенчались в церкви Св. Марка. В том же году Ванда сменила своё немецкое подданство на русское. в семье родился сын Олег. Из Петербурга помогать семье приехала мать мужа, чтобы дать возможность молодой матери продолжить успешную исполнительскую деятельность.

Ванда Бернгард-Тшаска интенсивно гастролировала по городам Германии (Берлин, Дрезден, Гамбург), Австрии (Вена),Чехии (Прага), Польши (Познань), Италии (Рим), Франции (Париж). Впоследствии Ванда Антоновна вспоминала, как повсюду за ней (за свой собственный счёт) следовал представитель фирмы клавишных инструментов Блютнер, возил её любимый концертный рояль.

С началом Первой мировой войны для семьи Бернгард как подданных Российской империи, возникла угроза интернирования. Усиление антирусских настроений в Германии привело к настоящей истерии: все, приехавшие из России были подозрительны, превращались в потенциальных врагов. Нападению подверглось даже жилище Бернгардов: ночью неизвестные изрезали входную дверь их дома надписью: «Смерть русским шпионам!». С каждым днём положение становилось всё опаснее и Бернгарды спешно эмигрировали. Влиятельные друзья Ванды Антоновны помогли получить выездные визы и одновременно отговаривали от поездки, предрекая гибель её таланта в России. Она не оставила своего мужа, они уехали втроём, всей семьёй. Их сын уже на склоне лет скажет об этой ситуации: «Это любовь…. К тому же не принято было бросать мужа в беде»6. Около года они провели в Швейцарии, в Берне. Затем через Англию, Норвегию и Финляндию семья приехала на родину мужа в Россию, в Петроград.

Ванда Антоновна вновь обратилась к частной практике, преподавала, изредка выступала в концертах. На одном из них игру именитой пианистки услышал директор недавно открытого в Екатеринбурге музыкального училища Борис Матвеевич Лазарев, выпускник Петроградской консерватории 1916 года, бывший там по делам службы7. Он предложил ей возможность продолжить концертную и преподавательскую деятельность в относительно стабильной обстановке Екатеринбурга. На семейном совете было решено принять это приглашение.

В январе 1917 года Ванда Антоновна с восьмилетним сыном приехала в Екатеринбург в качестве «пианистки для выступлений в концертах РМО и преподавателя специального фортепиано в Екатеринбургском музыкальном училище». Супруг пока оставался в Петрограде, но при первой возможности должен был присоединиться к семье. Ванда Антоновна в Екатеринбурге уже подыскивала место театрального художника для мужа. Но в 1918 году Эдгар Бернгард был мобилизован в Красную Армию и по окончании своей службы остался жить и работать в Петрограде…

По приезде между ней и Дирекцией Екатеринбургского Отделения Русского Музыкального Общества был составлен настоящий контракт на следующих условия8: «…свободный художник В. А. Бернгард …берёт на себя специальный класс игры на фортепиано старших и средних курсов …в количестве двадцати пяти учеников…» Также в Договоре оговаривалось, что она « не имела права отказываться от занятий сверх двадцати пяти комплектных учеников ещё с пятью учениками», а «частные уроки можно давать при наличии в классе двадцати пяти учеников»(п.4)

Особенно важен в этом Договоре был пункт 5: «Для Ванды Антоновны Бернгард обязательно личное участие, по мере надобности и по указанию Директора училища, в концертах и других музыкальных вечерах Екатеринбургского отделения как в качестве солистки, так и в качестве камерной исполнительницы в сонатах, трио и других ансамблях (участие в посторонних концертах, а также устройство своих собственных для В.А. Бернгард были возможны лишь с разрешения Дирекции»(п.6). Настоящий Договор был заключён на один год. Последующие договоры либо заключались в устной форме, либо не сохранились9.

vanda7

С 1925 года В.А. Бернгард с сыном, как и другие артистические семьи поселились в доме на ул. Толмачёва, 24(бывшей Колобовской). Ей была выделена просторная комната с роялем и красивым, каслинского литья, камином. Соседями по «артистическому дому» были семьи Щёлоковых, Шульгиных, В. Д. Рузинова,Л. П. Рожновского, А. Г. Ефимова и других замечательных музыкантов города. В этом доме практически прошла вся её последующая жизнь.

vanda5

В Екатеринбурге-Свердловске В. А. Бернгард стала основательницей традиции постоянных фортепианных вечеров. Своими выступлениями она украсила концертную жизнь города и заслужила признание уральской публики, для которой подготовила немало серьёзных программ: вечера из произведений Бетховена, Шопена, Листа и других композиторов. Её пианистическая сольная карьера продлилась почти десять лет (с 1917- 1926 годы). Но кроме профессиональных обязанностей она, как и другие члены коллектива, была нагружена общественной работой. По собственной инициативе, по поручению месткома и обкома союза РАБИС, Ванда Антоновна выполняла обязанности: руководителя кружка иностранных языков, организатора концертов (была зав. культотделом), члена экспертной комиссии по переквалификации работников искусств в Свердловске, страхделегата…. Перегруженность организационной работой вынудила её оставить концертную деятельность и сосредоточиться на преподавании. Все свои знания она щедро дарила ученикам, помогая им дополнительными уроками и консультациями в училище и дома. За чуткое отношение к студентам и хорошее качество работы была трогательно премирована… бюстом А.Г. Рубинштейна и литературой, в другой раз- отрезом фланели на платье…

О высоком уровне её педагогического мастерства свидетельствовал, в частности, Отчёт испытательной комиссии Ленинградской консерватории за 1928г. за подписью профессоров Л.В. Николаева и С. И. Савшинского, в котором «в числе педагогов провинциальных техникумов, выпускавших в течение последних лет хорошо подготовленных пианистов, отмечена преподавательница Свердловского музыкального техникума В.А. Бернгард». Также высоко оценивал её профессиональные качества Г.Г. Нейгауз.

Собственный исполнительский опыт, многолетние наблюдения за игрой учащихся своего класса, способствовали выработке действенного метода раскрепощения пианистического аппарата. Владение этой методикой давало пианистам углублённое осознание и уточнение ощущения функции двигательного аппарата при полном освобождении рук от излишнего напряжения. Научная работа по профилактике и лечению профессиональных болезней музыкантов создавалась и совершенствовалась пианисткой в течение многих лет. Известны многочисленные отзывы благодарных учеников, родителей, коллег-музыкантов. Приведу лишь некоторые из них:

Пианист оркестра к/т «Мюц» Илья Коган: «Я начал учиться в Музтехникуме с 1925г. За короткий промежуток времени мне пришлось переменить очень много педагогов (Л.Я. Перна, В.С. Цветиков, Н.А. Долгушин, Е.Л. Кобызева и др.) … и все отказывались от меня, передавая один другому… Всё это происходило по очень простой причине- я просто не мог играть, до того у меня были напряжены руки …я обращался к докторам …меня хотели исключить из техникума как профнепригодного. К этому времени относится моё поступление к В.А. Бернгард. И благодаря специальным упражнениям, удобным приёмам и неустанному наблюдению за моей работой не только в классе, но и дома (в виде консультаций) я в сравнительно короткий срок почувствовал облегчение, а потом и совершенное избавление от перенапряжения в руках. Даже теперь, когда я работаю профессиональным пианистом, в течение 10-11 лет, я могу играть часами подряд, не испытывая ни напряжения, ни усталости. Этим всем я обязан своей последней преподавательнице Ванде Антоновне Бернгард, за что искренне благодарен».

…Б.П. Шульгин, заведующий фортепианным отделением Свердловского музыкального училища:10

«12 июня 1940 г. при переводном экзамене с 4 на 5 курс студентка фортепианного отдела Цветова Р. получила отличную оценку. Члены экзаменационной комиссии отметили свободную постановку рук, хорошее качество звука в исполняемой программе…, а также музыкальное исполнение, свободное выполнение технических задач.

Следует отметить, что до поступления в класс Бернгард В.А. (осень 1939г) студентка Цветова Р. не могла около года играть из-за сильных болей в правой руке. Достижения студентки Цветовой Р. следует считать заслугой преподавателя Бернгард В.А».

… Концертмейстер О.Е. Гайдамович:

«Ванда Антоновна Бернгард замечательный педагог и большой художник- музыкант.  Я в своё время училась в Ленинградской консерватории у прекрасных мастеров: А.Н. Есиповой, О.К. Калантаровой. Через большой промежуток времени я, уже будучи профессиональным работником, попала в Свердловск и работала в Оперном театре концертмейстером. У меня затягивалась рука и я быстро уставала. Я обратилась к Ванде Антоновне и буквально, в несколько уроков получила от неё ряд ценнейших указаний, которые совершенно освободили мои руки. Кроме этого В.А. Бернгард дала ряд прекрасных указаний в вещах, и вещи, сделанные с нею, имеют совершенный законченный вид. В.А. чрезвычайно большой культуры музыкант- педагог».

К сожалению, эта уникальная рукопись о лечении профессиональных заболеваний рук пианистов утеряна, скорее всего, безвозвратно...

В 1936 году - к 20-летию училища дирекция и коллектив музыкального училища дважды ходатайствовали о присвоении званий заслуженных работников культуры старейшим в училище педагогам В. А. Бернгард и Ю. М. Словцову. Но звания так и не были присуждены..

vanda6

В 1937 году, несмотря на очевидные заслуги на исполнительском и педагогическом поприще, дирекцией музучилища был затребован документ, подтверждающий образование пианистки. Но диплом, как утверждала Бернгард, был у неё похищен вместе с другими документами. Был сделан запрос в Мюнхенскую академию и возникла ещё одна проблема: не сохранились сведения о том, что она успешно держала экзамен по окончании Академии. Были отправлены сведения о зачислении Ванды Тшаска… студенткой по классу специального фортепиано, аттестат за 1900-1901гг…. также награждение почётной серебряной медалью на основании выступления на заключительном концерте. Эти разрозненные факты косвенно подтвердили факт наличия образования и диплома - ведь медали вручались только выпускникам…

К сожалению, это были не последние испытания в жизни замечательного человека и музыканта..

В начале войны Ванду Антоновну, занимавшую большую комнату с роялем и изразцовым камином, «уплотнили», подселив к ней заводского рабочего. Как ей жилось тогда с её великосветскими привычками и манерами, оставалось только догадываться …Холод, голод, одиночество...Впереди долгие годы разлуки с единственным сыном.. А после окончания войны ещё один удар судьбы:

1 сентября 1947 г. после тридцати с лишним лет непрерывной и успешной работы В.А. Бернгард без объяснения причин была отстранена от преподавания специального фортепиано директором Л.П. Рожновским. Вследствие чего «..не только внезапно лишилась основной работы, но и средств к существованию». Была оставлена незначительная дополнительная нагрузка по классу фортепианного ансамбля, от которой она попросила её избавить. Чтобы обрести средства к существованию, Ванда Антоновна вынуждена была перейти работать в музыкальную школу-десятилетку при консерватории11.

Все последующие годы она жила благодаря музыке и надежде на встречу с сыном ...

1 Архив Музыкального училища им. П.И. Чайковского. Ед.хр.№27. В анкетах рукой самой В.А. Бернгард указаны именно эти даты рождения (число и год). В интернет-источниках ( в том числе на надгробном памятнике Михайловского кладбища в Екатеринбурге) год рождения указан неверно - 1879. Датой смерти иногда ошибочно указан 1956 год ( Горбовец Л.О. «Фортепианное искусство Екатеринбурга: История и современность», Екатеринбург, 2007г, с.75,сноска)

2 Ныне Плешев, Великопольское воеводство, Польша.

3 Архив Музыкального училища им. П.И. Чайковского. Ед.хр.№27. В анкетах В.А. Бернгард всегда указывала национальность матери. Бесстрашно называла себя немкой даже в годы войны с фашистской Германией.

4 Из воспоминаний ученицы В.А. Бернгард Л.А. Лифшиц-Иоффе. (в кн. З. Мышкина «Наперекор забвению», Екатеринбург, 2007г., с.127-128).

5 Она ощущала в себе польскую кровь и гордилась ею, но не только кровное родство, но более всего родство по духу объединяло её с Польшей. Проявлялось это по-разному: исполнением шопеновской музыки, трогательными бытовыми деталями в уральской период её жизни, когда она, по воспоминаниям соседей, «по утрам ритуально варила кофе по-варшавски». Родовая память о Польше бережно продолжена её потомками в произнесении имени правнучки - Марыся Бернгард, жизнь которой трагически рано прервалась в 15 лет. Упокоена девочка в семейном захоронении со своей именитой прабабушкой на Михайловском кладбище в Екатеринбурге.

6 И. Н. Денисова «Жил-был художник» (Н-Тагил, Нижнетагильская типография,1999г)

7 Согласно сведениям Л.О. Горбовец, Б.М. Лазарев окончил Петроградскую консерваторию в 1916 году. На ответственный пост директора музыкального училища в Екатеринбурге его рекомендовал Л.В. Николаев, возглавлявший комиссию ИРМО, под эгидой которого было открыто это заведение. Рекомендация столь авторитетного музыканта свидетельствовала о том, что недавний выпускник сумел заслужить хорошую репутацию в музыкальных кругах Петрограда( Горбовец Л.О. «Фортепианное исполнительское искусство Екатеринбурга: История и современность» Екатеринбург,2007г.)

8 Следующий договор был вновь заключён между директором свердловского музыкального училища В.Н. Андроповым и В.А. Бернгард в 1928году( Архив Свердловского музыкального училища. Ед.хр.№27)

9 Из воспоминаний преподавательницы Свердловского музыкально-педагогического училища Л.А. Лифшиц-Иоффе( в кн. З. Мышкина «Наперекор забвению», Екатеринбург, 2007г., с.127).

10 Смена названий учебного заведения: Музыкальные классы Екатеринбургского отделения ИРМО(1912г); Музыкальное училище(1916г); Государственная музыкальная школа II ступени (В связи с реорганизацией системы образования,1919г); Екатеринбургский губернский музыкальный техникум(1922г); Уральский музыкальный техникум им. П.И. Чайковского(1928г); Уральский областной музыкально-педагогический техникум(1931г); Свердловский областной музыкальный техникум(1934); Свердловское областное музыкальное училище им. П.И. Чайковского(1936г). В кн. «Первое музыкальное училище Урала» Екатеринбург, Сократ, 2012.

11 В Свердловской музыкальной школе-десятилетке В.А. Бернгард проработала с 1947 года по 1954 г. (Приказ № 118 п.1 от 07.05.1954г. по Свердловской музыкальной школе – десятилетке об освобождении от работы по состоянию здоровья. За подписью директора Введенской).

  • фотографии взяты из свободного доступа

Продолжение следует

^