puzanov2

Пузанов Павел Андреевич (1905-1995)

Выпускник Уральского областного музыкального  техникума им П. И. Чайковского. Тромбонист. Дирижёр. Основатель симфонического оркестра Радиокомитета. Ветеран Великой Отечественной войны. Директор и художественный руководитель Музыкально-драматического театра в Свердловске-44. Заслуженный артист РСФСР.

puzanov2

Родился в 1905 году в посёлке Реж (Реж стал называться городом с 1943 года). Родители его были коренными режевлянами. Отец работал на режевском и чугуноплавильном заводе слесарем (тогда это была довольно высокая должность, требующая знания устройства многих механизмов). С раннего детства у мальчика проявились явные музыкальные способности и родители решили ему купить на ярмарке первый в его жизни музыкальный инструмент – балалайку.

После революции семья уехала в Екатеринбург. В начале 20-х годов Павел служил в Красной Армии, далее учился в музыкальном техникуме (1926-1930),где осваивал сразу два инструмента - скрипку и тромбон. По классу тромбона учился у педагога Абрама Григорьевича Водкова. В техникуме Павел Пузанов серьёзно увлёкся дирижированием, брал уроки у Ивана Осиповича Палицына, главного дирижёра Свердловского оперного театра (до 1931г.), затем у сменившего его на этом посту, Ария Михайловича Пазовского. После окончания техникума молодой музыкант продолжил обучение искусству дирижирования в Москве: брал уроки у главного дирижёра ГАБТа, профессора Московской консерватории Николая Семёновича Голованова, который в то время был ещё и художественным руководителем Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио. Итогом обучения было присвоение на квалификационном совете музыканту без консерваторского образования высшей исполнительской категории - уникальный случай в музыкантской среде, подтвердивший мастерство и недюжинный дирижёрский талант П. Пузанова. Солидная профессиональная школа помогла талантливому музыканту создать и возглавить симфонический оркестр Радиокомитета, в котором он работал до войны.

Талантливого дирижёра заметили, появились предложения занять должность главного дирижёра филармонии в Новосибирске, или возглавить симфонический оркестр Радиокомитета в Кисловодске, Ташкенте, но Павел Андреевич отклонил все заманчивые предложения и остался в Свердловске. Музыкальной была вся семья П.А. Пузанова: жена, Тамара Безак, пианистка, выпускница Ленинградской консерватории, концертмейстер оркестра Радиокомитета. Дочь- Соколова Виктория Павловна, пианистка, выпускница и преподаватель Свердловского музыкального училища им. П. И. Чайковского

Война. В августе 1941 года П.А. Пузанов отправился на фронт в составе 1243-го полка 375 стрелковой дивизии, с которой прошёл тяжёлый боевой путь - Курская дуга, Калининградский фронт, бои за освобождение Австрии, Румынии, Чехословакии, Венгрии. Награды, контузии. За период с 1941 по 1945 годы П.А. Пузанов прошёл путь от рядового солдата до капитана, был награждён орденом Отечественной войны I степени, многими медалями. В самом конце войны Павел Андреевич создал военный оркестр, звучавший так слаженно, что капитану Пузанову предлагали продолжить карьеру военного музыканта, поселиться в особняке близ озера Балатон. В очередной раз он отверг заманчивое предложение и вернулся на родину.

В 1946 году Павел Андреевич был демобилизован из рядов Красной Армии и вернулся к своей дирижёрской деятельности в областном Радиокомитете.

В 1951 году Пузанов принял предложение стать главным дирижёром и художественным руководителем театра в Свердловске-44 (ныне Новоуральск). Это был первый театр в системе режимных городов, созданный по инициативе творческой и научной интеллигенции города. На предприятиях таких закрытых городов работали высокообразованные люди, имевшие соответствующий уровень эстетических запросов, которые должен был удовлетворить музыкально-драматический театр.

Именно Павел Андреевич Пузанов определил эстетику театра на долгие годы, понимая, что для успешной работы театру в закрытом городе нужно обладать обширным, постоянно обновляющимся репертуаром. Ведь такие театры были изолированы от музыкальной жизни страны, и даже гастроли проходили в таких же закрытых городах. Разнообразить исполнительский состав театра и украсить своим выступлением спектакли помогали приглашённые солисты. Художественный руководитель и дирижёр Пузанов использовал свои огромные полномочия во благо театральной публики, приглашал солистов из Кировского (Ленинград) и других столичных театров.

В течение многих лет на сцене театра шли драматические и музыкальные спектакли, и только в 1968 году он был преобразован в Свердловский областной театр оперетты.

Павел Андреевич Пузанов проработал в театре десять лет. На исходе этого срока стали сказываться последствия двух тяжёлых военных контузий, и он обратился в Министерство культуры с просьбой о переводе в другой театр. Просьба была удовлетворена и Пузанов стал главным дирижёром Ростовского театра музыкальной комедии. После завершения творческой деятельности он оставался членом худсовета театра, членом обкомовского совета по культуре. Был персональным пенсионером республиканского значения.

rozhin1

Рожин Николай Фёдорович (1906-1981)

Выпускник, преподаватель Свердловского музыкального училища им. П. И. Чайковского. Балалаечник. Ветеран Великой Отечественной войны. Участник Советско-японской войны. Солист оркестра народных инструментов Свердловского Радиокомитета. Мастер по ремонту музыкальных инструментов.

Родился 27 апреля 1906 года в Кургане в большой крестьянской семье (домочадцев было 16 человек). До Октябрьской революции отец работал жестянщиком-кузнецом, мать вела домашнее хозяйство. Семи лет от роду Николай поступил в двухклассное(четырёхлетнее) церковно-приходское училище в Тюмени, где получил начальное образование. Там преподавались такие предметы: чтение на русском и церковнославянском языках, письмо, арифметика, закон Божий, история, церковное пение. Интерес мальчика к музыке впервые возник благодаря пению в церковном хоре, в который он был направлен за красивый голос, обнаруженный у него при прослушивании. Певчим церковного хора Николай был все четыре года обучения. Своё образование он продолжил в вечернем механико-техническом, бывшем ремесленном училище (1917-1920).

Тяжелое материальное положение семьи, старшинство Николая вынуждало его работать: учеником жестянщика, слесарем, помощником машиниста в паровозном депо. В 14 лет, после окончания ремесленного, юноша стал работать в станционном депо, даже сдал экзамен на поездного машиниста (1930). Но несмотря на тяжёлую работу, интерес к музыке не угасал: в 15 лет Николай Рожин вступил в Рабис (союз работников искусств), а с 1923 года три года обучался игре на скрипке у Николая Павловича Ядигарова (занятия были прерваны смертью учителя).

В 1926 году произошла судьбоносная встреча Н.Рожина с Борисом Сергеевичем Трояновским, виртуозом–балалаечником, который именно в те годы много гастролировал по России, давал концерты в сельских и рабочих клубах, устраивал творческие смотры и конкурсы исполнителей на народных инструментах. Прослушав Николая Рожина, он настоятельно порекомендовал уральскому музыканту-самородку серьёзно заняться балалайкой. Николай Фёдорович принял его совет и, по его словам, «упорно занимался с 1926 по 1935 год, переводя скрипичное знание на балалайку, которую полюбил». Результатом самостоятельного освоения балалайки были выступления Н. Ф. Рожина в качестве солиста-балалаечника в концертах в Тюмени и других городах Западно-Сибирского региона. Уже сложившимся артистом он поступил учиться в Свердловский областной музыкальный техникум (1935), где его педагогом стал Владимир Васильевич Знаменский. В том же году Н. Ф. Рожин «выдержал экспертизу на солиста-балалаечника» в оркестр Радиокомитета, в котором бессменно проработал 18 лет. В эти годы был ещё один вид творческой самореализации музыканта - военно-шефская работа, за которую он был награждён грамотами Управления культуры, Центрального комитета работников искусств и Военно-шефской комиссии, а также ценным подарком от командования Уральского военного округа.

rozhin2

В год окончания училища (1937) Николаю Фёдоровичу предложили вести класс балалайки. Он стал первым преподавателем этого инструмента в музыкальном училище им. П. И. Чайковского. Свидетельством высокого исполнительского и педагогического мастерства Н. Ф. Рожина было его участие во Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах (1939),приглашение к преподавательской работе в Свердловской государственной консерватории им.М.П.Мусоргского.

В августе 1941 года музыкант был призван в ряды Красной Армии, во время войны служил в войсках военного сообщения железнодорожного транспорта. За годы военной службы и особый вклад в дело Великой победы награждён медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945», «За победу над Японией». Демобилизовавшись в 1946 году в чине сержанта, Николай Фёдорович Рожин вернулся к любимой профессии в училище им. П.И. Чайковского, где проработал около 40 лет. Преподавательскую работу, как и прежде, он совмещал с исполнительской, выступая в качестве солиста- балалаечника или концертмейстера группы балалаек в оркестре народных инструментов Свердловского Радиокомитета. Н.Ф. Рожин был талантливым педагогом, воспитавшим целую плеяду замечательных музыкантов: Евгений Блинов, Владимир Аверин, Юрий Панкин, Юрий Клепалов и многие-многие другие.

Оставив преподавательскую деятельность, Николай Фёдорович некоторое время занимал в училище должность мастера по ремонту музыкальных инструментов, и, даже находясь на заслуженном отдыхе, весь свой досуг посвящал изготовлению любимых инструментов- балалаек, в конструкцию которых он внёс целый ряд оригинальных изменений и усовершенствований.

Продолжение следует...

Комментарии

^