pyatykh1

Пятых Леонид Михайлович (1920-1994)

Выпускник, преподаватель Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского. Пианист. Участник Великой Отечественной войны. Узник концлагеря. Музыковед. Кандидат искусствоведения. Проректор по научной и учебной работе Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского, Уфимского института искусств.

Родился 5 февраля в деревне Букино Тюменского района Омской области в семье интеллигентов. Отец был инженером- изобретателем, мама преподавала историю. Позже семья переехала в Троицк, а в 1928 году - в Свердловск. Там Леонид закончил Первую музыкальную школу и поступил на фортепианное отделение Свердловского музыкального техникума. Сначала учился у Р.Р. Слоиной, затем перевёлся в класс Б.П. Шульгина. Окончив училище с отличием, Леонид поехал поступать в Киевскую консерваторию, где и встретил начало войны.

Решив пойти на фронт добровольцем, вступил в 1-й полк особого назначения войск НКВД УССР. На фронте был до 13 августа 1941 года, затем со спецзаданием перешёл линию фронта. В июне 1942 года попал в плен и был отправлен в Германию. Был узником концлагерей : Вевельсбург, Лагерь 10 Б Зандбостель, Берген-Бельзен, Заксенхаузен – в команде Хейнкель ( на заводе по сборке и обслуживанию военных бомбардировщиков «Хейнкель»). Вместо имени и фамилии у Леонида был лагерный номер 56724. В условиях полнейшего бесправия и беззащитности, узники лагеря самоотверженно вели борьбу против фашистов, организовали движение Сопротивления. Вместе с советскими заключёнными в движении подполья участвовали немцы-антифашисты, чехи, французы, поляки, норвежцы. Леонид Пятых и ещё несколько человек были руководителями советского подполья, создали незримый фронт Сопротивления на заводе «Хейнкель». «Очень большую организационную работу по объединению заключённых проводил Леонид Пятых. Зная немецкий и французский языки, он быстро входил в контакт с иностранцами, в основном, французами, рассказывал им о своей стране, о Советской Армии и незаметно внушал мысль о саботаже. Французы не обманули надежд Леонида. В цехе № 3 несколько раз взрывались газовые баллоны. Это было дело рук француза-коммуниста Пьера и автогенщика-уральца Владимира Мамалыги. Они незаметно просверливали баллон так, что в металле оставалась совсем маленькая перепонка. Затем, рискуя жизнью «роняли» баллон, и он взрывался. За «неосмотрительность» героев наказывали, но оставляли в живых. Это была двойная игра со смертью. Дружба Леонида Пятых с иностранцами была очень плодотворна. Немецкие, французские, бельгийские патриоты….стали тайными помощниками Леонида, «нашего Леона», как они его называли. Иностранные товарищи распостраняли по баракам известия о положении на фронте (их информировал сам Леонид), собирали среди своих соотечественников продовольствие для голодавших русских. Много жизней было спасено благодаря этому.

…Леонид передал строгое указание: вредить только незаметно, не оставляя никаких следов. Основная задача подпольщиков: до максимума замедленная работа, мелкие повреждения, которые можно было бы объяснить недопониманием, неумением, глупостью человека, но только не злым умыслом. Только так можно было уберечь людей от кровавых расправ, только так можно было сохранить организацию в целом. Если пяти, шеститысячный коллектив заключённых научится умело саботировать, это нанесёт большой урон фашистскому производству.» Например, задержку выпуска самолётов на несколько дней из-за приведения в негодность партии специальных болтов, которые на заводе не изготавливались, или «случайно» сбитой резьбы с гаек для крепления носовой части машин, или «законно», в соответствии с чертежами изрезанного кабеля ходовых сечений, отсутствующего на складе. Кульминацией сплочённости рядов подпольщиков была встреча праздника 7 ноября с пением вполголоса песни Дунаевского «Широка страна моя родная». (Цитата из книги «Незримый фронт» (Воспоминания бывших узников концлагеря «Заксенхаузен»); Военное издательство Министерства Обороны Союза ССР, 1961 г.)

29 апреля 1945 года узники концлагеря были освобождены войсками союзников. До 1 мая 1946 года Леонид служил в 372 –й Краснознамённой Новгородской дивизии, в 572–м миномётном полку.

pyatykh2

По возвращении на Урал Леонид Пятых продолжил прерванное войной обучение: поступил на историко-теоретический факультет Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского. Блестяще окончив консерваторию, был сразу принят в штат кафедры, и как человек профессионально и общественно активный, быстро сделал успешную карьеру: в 1953 году он - исполняющий обязанности заведующего кафедрой истории музыки; в 1955 году - декан исполнительского факультета; с 1938-1963 годы-проректор по научной и учебной работе Уральской консерватории. Леонид Михайлович, получив прекрасную фортепианную школу, часто иллюстрировал материал на своих лекциях собственным исполнением. Тема войны, пережитые впечатления и образы воплотились в его научной деятельности- диссертации «Художественные особенности песен Великой Отечественной войны». Она была успешно защищена в Московской консерватории под руководством Е.Б. Долинской. Тема войны нашла отражение и в его собственном композиторском творчестве, например, в фортепианной сюите «Он вернулся к тебе, Россия» (1962), которая была написана на текст узника из концлагеря. Некоторые узники лагеря писали стихи, они были оружием, выражением стойкости духа, мужества и дружеской солидарности. За стихи фашисты уничтожали, но их продолжали писать, тайно передавать друг другу, хранить. Ничто не могло убить этот дух свободы в поэзии, рождённой за колючей проволокой. Такие стихи прятал у себя в футляре для очков и Леонид Пятых. Их написал бывший школьный учитель, а тогда узник концлагеря, Георгий Фёдорович Столяров. Судьба его трагична: выжив в немецком аду, он погиб в сталинских лагерях. Вот это стихотворение о России:

«Я вернусь ещё к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые,
Чтоб идти тропой моих отцов.
Не был я давно в густых дубравах
И не плыл по глади русских рек,
Не сидел под дубом величавым
С синеокой- другом юных лет.
Но я каждый день и миг с тобою,
И лишь дрёма веки мне смежит,
Я иду с подругой дорогою
Тропкой, что у озера лежит…
Я как сын люблю тебя, Россия,
Я люблю тебя ещё сильней, -
Милые просторы голубые
И безбрежность всех твоих морей !
Я вернусь ещё к тебе, Россия,
Чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые
Чтоб идти тропой моих отцов.»

Во время работы в консерватории Л.М. Пятых стал инициатором периодического издания научных трудов УГК, выступив организатором, составителем и ответственным редактором четырёх из пяти выпусков. В 1963 году Л.М. Пятых переехал во Владивосток, работал в недавно открывшемся Дальневосточном институте искусств, потом в Уфимском институте искусств(1968г.), где был проректором вуза, заведовал кафедрой истории музыки, также организовал издание «Научно-методических записок». Позднее переехал в Москву, был членом Московского Союза композиторов.

Продолжение следует...

Комментарии  
0 #2 Наталия Курюмова 20.08.2021 10:37
Память - великая вещь. Она делает нас людьми, осознающим движение истории, то, что было до нас, задумывающимися о том, что будет после нас. А еще я не верю в искусство для искусства, в искусство без этики. В этом кропотливом и столь необходимом труде - книге М.В. Русаковой "Бессмертие подвига", в серии публикаций на ее основе читаешь о потрясающих людях - не только прекрасных музыкантах,зало живших основы современной культуры Урала, но именно Людях с большой буквы, Героях, преданных и служивших - несмотря ни на что - стране, своему народу. Каждая история - цепляет, заставляет задуматься еще и о том - а кто есть мы? Что оставим после себя? Очень люблю наше родное музыкальное училище,но как же мало я о нем и людях, которые создавали его, знаю... Спасибо дорогая моя однокурсница большое, что есть возможность узнать - и понять - больше))
Цитировать
+2 #1 Антонина Владимировн 14.04.2021 01:57
Марина Владимировна! С неизменным интересом читаю Ваши статьи. Волнительно "перелистывать страницы истории".... Тематическая подборка об участии студентов и преподавателей музыкального училища в Великой Отечественной войне вызывает уважение, преклонение перед их подвигом. В сумбурной обстановке настоящего времени надо обязательно знать и помнить трагические страницы истории.....
Цитировать
Добавить комментарий


Комментарии

^