Жизнь выдающегося советского пианиста, профессора Московской консерватории Г.Г. Нейгауза на протяжении нескольких десятилетий довольно тесно была связана с Уралом. Впервые он посетил Свердловск в связи с открытием консерватории в 1934 году. В том же году по его рекомендации приехали талантливые московские пианисты Берта Соломоновна Маранц и Семён Соломонович Бендицкий, которым за годы работы в Уральской консерватории удалось во многом заложить основы «нейгаузовского направления» уральской пианистической школы1.
Все последующие годы Генрих Густавович, будучи консультантом фортепианной кафедры молодого уральского вуза, регулярно приезжал на переводные экзамены, проводил открытые уроки, концерты и встречи со студентами, читал лекции о фортепианном искусстве.
Общение Нейгауза с уральскими музыкантами, кроме аудиторий и концертных залов, довольно часто проходило в доме на Толмачёва, 24, неподалёку от филармонии и музыкального техникума2. Этот дом был своеобразным семейным общежитием педагогов-музыкантов техникума и консерватории, там жили с семьями Л.П. Рожновский, В.Д. Рузинов, В.А. Бернгард, Б.П. Шульгин, В.И. Щёлоков и многие другие. Вот как вспоминает об этих встречах дочь В.И. Щёлокова Нина Вячеславовна3: «..Ещё в довоенный период в доме у нас побывало много известных, выдающихся музыкантов. В Свердловск приезжал прославленный пианист Генрих Густавович Нейгауз. Мои родители одновременно учились в Московской консерватории с его учениками, супругами, Бертой Соломоновной Маранц и Семёном Соломоновичем Бендицким, которые в это время жили в Свердловске и преподавали в Свердловской консерватории. Они втроём (Г.Г.Нейгауз, Б.С.Маранц, С.С.Бендицкий – разрядка моя - М.Р.) часто бывали у нас в доме на Толмачёва, музицировали и порой засиживались допоздна». В музее свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского есть редкий снимок, запечатлевший один из таких моментов общения в домашней обстановке, до или после концерта.
В 1942 году появлению Генриха Густавовича Нейгауза на Урале предшествовали чрезвычайно драматические события: обвинение в сотрудничестве с немцами, арест, 8,5 месяцев заточения на Лубянке, из которых полгода в одиночной камере4. В июле 1942 года Г.Г. Нейгаузу был вынесен приговор: «за антисоветские высказывания выслать из Москвы сроком на 5 лет5 с запрещением проживать в режимных областях», и направить в Краснотурьинский район на лесоповал6. Только неимоверными усилиями его учеников и друзей - Э. Гилельса, Б. Маранц, С. Бендицкого, А.М. Луфера - удалось убедить власти оставить выдающегося пианиста в Свердловске для работы в консерватории. А в 1944 году благодаря ходатайству группы деятелей искусств в лице И.М. Москвина, Д.Д. Шостаковича, К.Н Игумнова, В.И. Качалова и многих других, а также отдельного ходатайства директора Московской консерватории В.Я. Шебалина, Генрих Густавович смог раньше срока высылки покинуть Свердловск и вернуться домой в Москву7.
Последний раз Г.Г. Нейгауз побывал на Урале в ноябре 1961 года8. 74-летний прославленный пианист, к тому времени завершивший свою концертную деятельность, в Свердловск ехать не собирался, но благодаря настойчивым просьбам уральских музыкантов, бывшего ученика И.З. Зетеля, лично приехавшего за ним в Москву, визит Генриха Густавовича Нейгауза на Урал состоялся.
На встречу с ним собралось так много музыкантов из самых различных городов области, что зал музыкального училища, где проходили встречи с Мастером, впервые показался тесным, неспособным вместить всех желающих9. Встречи с коллегами, молодёжью, беседы, открытые уроки - в общении с выдающимся человеком, пианистом, время летело незаметно. Сохранился памятный «след» незабываемого визита Генриха Густавовича в свердловское музыкальное училище в 1961 году – листок приглашения на концерт.
Для открытых уроков с Г.Г. Нейгаузом были выбраны самые достойные студенты фортепианного отделения, с которыми он занимался и в классе, и в зале, на публике.
Особенным вниманием Генриха Густавовича был отмечен ученик класса Эмилии Яковлевны Гольдштейн, третьекурсник Валерий Пестов.
Его исполнение прелюдий Скрябина, второго экспромта Шопена, по свидетельству И.З. Зетеля, выделялось благородством звучания, изысканностью туше. Именно такое бережное отношение к звуку особенно ценил Г.Г.Нейгауз и считал самым существенным в арсенале технических средств пианиста. В классе педагога училища Э.Я. Гольдштейн столь же приоритетной была работа над звуком, поэтому игру её учеников неизменно отличала особая культура прикосновения к инструменту10.
…«Неделя Нейгауза» пролетела очень быстро, но память об этом событии до сих пор является предметом особой гордости музыкального Урала.
1 Фото №1,2 из кн.З. Мышкина «Музыка – отрада и счастье моей жизни», Екатеринбург, 2009г., с 43-44.
2 С 1922 г. по 1936 г. учебное заведение именовалось «музыкальный техникум».
3 Цит. по кн. :З. Мышкина «Наперекор забвению», Екатеринбург, 2007, с.116.
4 М.Г. Нейгауз «История ареста Генриха Густавович Нейгауза», Изд-во «Ньюдиамед», М., 2000г
5 Там же, с.21.
6 www.newswe.com
7 М.Г. Нейгауз «История ареста Генриха Густавовича Нейгауза», Издательство «Ньюдиамед», М., 2000.,с 21-22.
8 И.З.Зетель «Памятные встречи» в сб.: «Свердловское музыкальное училище им.П.И. Чайковского в воспоминаниях», с. 77-80, Рукопись.
9 Там же, с.77-80.
10 Валерий Георгиевич Пестов, после окончания свердловского музыкального училища, затем Московской консерватории в 1967 году, вернулся в родное училище, став коллегой своего бывшего педагога, Э.Я. Гольдштейн, которая передала ему часть учеников своего класса. /Цит. по кн. :«Первое музыкальное училище Урала», Екатеринбург, Сократ, 2012г., с.129.