Статья посвящена знаменитому в Екатеринбурге залу, носящему имя человека, создавшего его во имя Музыки. Это Илья Захарович Маклецкий. Человек богато и разносторонне одарённый: банкир, меценат, знаток живописи и музыки, в течение 30 лет игравший значительную роль в общественной и культурной жизни Екатеринбурга. Получив звание кандидата коммерции по окончании петербургского коммерческого училища и опыт работы в столичном банке, И.З. Маклецкий переехал на Урал. Он многое сделал для становления и развития экономики края, в том числе для Сибирского торгового банка, который возглавил после нескольких лет работы в нём, став также членом правления.
Значительной и успешной была его деятельность на благо города Екатеринбурга: в течение десяти лет он работал в Городской думе, был действительным членом Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), Екатеринбургского благотворительного общества, учредителем Общества попечения о начальном образовании в городе и уезде.
И.З. Маклецкий являлся одним из учредителей екатеринбургского Музыкального кружка, которому он оказывал всяческую поддержку: покупал специальную литературу, ноты, приобретал необходимый для спектаклей реквизит. Будучи неплохим акварелистом, лично писал декорации для постановки оперных спектаклей!
К 20-летию Екатеринбургского кружка любителей музыки1 Маклецким на собственные средства было построено здание со сценой, приспособленной для театральных постановок и музыкальных концертов. Автором проекта здания был известный городской архитектор Юлий Осипович Дютель, уже создавший ряд достопримечательностей в Екатеринбурге и других губернских городах.
При строительстве концертного зала им были применены особые законы архитектурной акустики, обеспечивающие звучанию голоса и инструмента ясность, тембровую насыщенность и значительное время реверберации. Акустические качества любого музыкального зала всегда определялись его архитектурными параметрами : формой, размерами, очертаниями, особенностями внутренней отделки стен и потолка, наличием балконов и колонн. Юлий Осипович использовал в отделке массивное дерево, установил деревянные кресла с кожаной обивкой, обладающей малым звукопоглощением, в качестве материала для опорных колонн в конце зала выбрал уральский чугун. Благородная простота в оформлении зала по мнению архитектора, должна была усиливать эффект воздействия музыки на слушателей. Но самая главная составляющая секрета акустики зала - конструкция потолочных перекрытий, выполненных в виде пустотных консольных перегородок, а также установление полых консолей, замаскированных под украшения на балконе.
Свой вклад в создание богатого звукового эффекта зала внёс и материал отделки - сухая штукатурка по кирпичу и дереву, позволяющая стенам дышать, не мешая движению звука. Своеобразными усилителями звука служили пустые стеклянные бутылки и битое стекло, расположенное по углам внутри сцены. Все эти умело применённые архитектором средства создали акустику, которая позволила назвать зал Маклецкого одним из лучших камерных залов России и затмить славу залов Городского театра и Общественного собрания в Екатеринбурге.
Торжественное открытие зала состоялось 1 октября 1900 года при многолюдном собрании самых именитых жителей города.
Сразу после открытия концертный зал стал центром театральной и музыкальной жизни города, в его стенах проходили концерты классической и духовной музыки, многочисленные театральные постановки, а также концерты именитых музыкантов, приезжавших на гастроли. Зал был рассчитан на 400 мест, но едва вмещал всех желающих попасть на концерт, а удивительная акустика зала с первых же дней обращала на себя всеобщее внимание и сделалась предметом особой гордости горожан. Как выпускница училища могу подтвердить, что акустика зала действительно была уникальной: был слышен даже шорох в любой точке зала, звук голоса или инструмента был отчётливым и звенящим.
После смерти Ильи Захаровича Маклецкого, зал в 1903 году перешёл наследникам и некоторое время пустовал, в нём проходили лишь разовые мероприятия: 1 января 1905г. один раз прошёл детский спектакль, в мае того же года - любительский спектакль «Дядя Ваня», в начале февраля следующего года - концерт для двух роялей пианистов Василия Степановича и Веры Васильевны Цветиковых, отца и дочери.
Вскоре в зал пришло искусство совсем иного рода: состоялся первый сеанс синематографа Люмьера, привлекший значительное количество публики, несмотря на несовершенство мерцающего и дрожащего изображения (лента в проектор ещё подавалась с помощью ручного привода). В июле в зале наследников Маклецкого прошли сеансы месмеризма и магнетизма известного в то время артиста-фокусника Альберта Лориц2. 17 октября 1906 года публика впервые смогла увидеть представление уже электрического театра «Одеон»3.
Вскоре зал наследников Маклецкого был выставлен на торги и еврейское общество намеревалось купить его для устройства молитвенного дома, о чём сообщала газета «Уральская жизнь». Но сделка не состоялась и в зале вновь продолжилась театрально-зрелищная жизнь: впервые показана весёлая комедия «Екатеринбургская гетера»(12.04.07г), в мае того же года - драма Чехова «Чайка»(как сообщала газетная заметка-«спектакль нужно считать удавшимся»).
В конце 1907 года Общество попечения о народном образовании в Екатеринбурге предполагало приобрести за 40 000тысяч рублей дом с залом на Клубной,22 для устройства народного университета, но здание было продано за меньшую сумму (23 000руб) господам Олесову, Иванову и Обухову. Спустя немного времени новые владельцы «окончательно вырешили перестройку зала», о чём сообщила публике газета «Уральская жизнь», и приступили к работам по приспособлению зала для постановок театральных представлений. Разработка проекта и составление сметы была поручена архитектору И.К. Янковскому. По замыслу владельцев здание должно быть значительно расширено, планировалась пристройка к западной стене, образующая аван-залу, предполагалось устроить 24 ложи и галерею. Перестройка здания должна быть завершена к будущему театральному сезону. Зал получил название «Концертный зал Обухова», известный уральский фотограф В.Л. Метенков выпустил открытку с именем нового владельца4.
Но коммерческий успех от демонстрации модных новинок и развлечений того времени оказался решающим в эксплуатации зала, который изначально был предназначен для благородной просветительской деятельности Музыкального кружка.
В апреле 1908 года в зале Обухова уже демонстрировался электро-оригинал биоскоп (театр движущихся живых фотографий), в 1909 г. состоялись гастроли Первого Московского Электро-театра «Континенталь» (с дневными и вечерними сеансами), а также синематографа Гехтмана.
Ярким контрастом обычному репертуару зала в апреле 1909 года стал академический концерт знаменитых артистов-премьеров Санкт-Петербургской оперы Марии Яковлевны Будкевич, Гоакима Викторовича Тартакова и Иосифа Шварца.
В 1910году с лёгкой руки владельца зала А. Е. Обухова, зал получил имя художественный театр «Фата-моргана». В соответствии с названием в нём демонстрировалась небывалая программа красочных цветных фотографий кинемаколор- театра, проходили вечера романсов и танцы. А весной 1912 года в соответствии с модными европейскими традициями, в бывшем концертном зале был открыт Скеттинг-ринг! Вчитаемся в текст рекламного объявления:
Скеттинг-ринг5 в зале Обухова. Открыт ежедневно от 3до 7 и от 8 до 12. Вечером и по праздничным дням играет оркестр Оровайского полка. Буфет-ресторан. Плата за вход и прокат коньков- 50 коп. Вход на трек со своими коньками 25коп.Плата за вход и за прокат коньков господам учащимся 25 коп, вход на трек со своими коньками -10 коп.
Былую славу музыкального залу вернул в 1912 году6 владелец Сысертских заводов, промышленник, известный своими деяниями благотворитель, один из организаторов Екатеринбургского отделения ИРМО, Почетный член УОЛЕ Дмитрий Павлович Соломирский. Он выкупил дом из частной собственности, пожертвовав солидную денежную сумму (40 000 золотом) для приобретения и ремонта концертного зала, оснастил его многими инструментами, нотами и передал в безвозмездное пользование Екатеринбургскому русскому музыкальному обществу (образованному в феврале 1912г) и открытых при нём первых в городе Музыкальных классов, а с 1916 года музыкальному училищу. В зале вновь зазвучала музыка, хоровая, симфоническая, вокальная, проводились камерные вечера, в которых наряду с профессионалами принимали участие любители музыки.
В послереволюционные годы всплеск политической активности привёл к « расширенному» использованию концертного зала: кроме концертов в нём стали проходить заседания и съезды профсоюзных и политических организаций, Союза инженеров и техников, Союза партии кадетов. Актуальным стал смешанный жанр концерта- митинга. Но несмотря на это зал продолжал свою просветительскую функцию по воспитанию музыкальных вкусов екатеринбургских слушателей.
В бурные годы Гражданской войны музыкальное училище было реорганизовано, штат преподавателей сокращён, но учебный процесс и концертная жизнь в зале не прекращалась.
С 1919 года руководству училища советской властью было поручено вести музыкально-просветительскую работу среди широких масс, взять шефство над частями Красной Армии. В здании училища разместился Клуб красноармейца, а в концертном зале (он стал именоваться «Театр красноармейца») проходили собрания и митинги, выступала с речами рабочая молодёжь, труппа культпросвета Политотдела Красной Армии и представители национальных рабочих клубов (латышского, еврейского7) ставили политически-злободневные спектакли. Звучала и классическая музыка в виде отдельных оперных сцен с фортепианным сопровождением.
Период послереволюционного десятилетия постепенно завершился возвращением к академическим основам музыкального образования и концертно-театральной деятельности. Гастрольная афиша зала сер. 20-х годов впечатляет и сейчас: играл пианист Эгон Петри(1926г). Звучали голоса вокалистов Григория Пирогова, Ивана Козловского(1925г.), Сергея Лемешева (1926г.), камерных певиц Зои Лодий, Тамары Церетели. приезжали балалаечники Николай Осипов и Борис Трояновский, братья- композиторы Дмитрий и Даниил Покрасс. В 30-годы до открытия филармонии зал музыкального училища по-прежнему оставался главной концертной площадкой города, где выступали с сольными и ансамблевыми концертами педагоги училища и консерватории, учащиеся, приезжавшие с гастролями артисты. В разные годы здесь выступали пианист Генрих Нейгауз, скрипач Давид Ойстрах, композиторы Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Дмитрий Кабалевский.
Все эти годы зал жил интенсивной концертной жизнью музыкального учебного заведения : открывались новые отделения, всё больший размах приобретала деятельность музыкальных коллективов разных отделений: двух оркестров –симфонического и духового, домрового и оркестра народных инструментов, Оперной студии.
В годы Великой Отечественной войны зал тоже не простаивал: в нём проходили репетиции концертных бригад, которые, согласно распоряжению директора Г.В. Афанасьева, разучивали репертуар на героическую, патриотическую и народную тематику, устраивались платные концерты, весь сбор от которых шёл на постройку танковой колонны «Свердловский комсомолец».
1 Встречается мнение, что зал был выстроен для жены Маклецкого, Марии Николаевны, наделённой прекрасными вокальными данными или для дочерей Маргариты и Анны, унаследовавших музыкальность матери. Но это не так. Анна Ильинична Маклецкая, ставшая впоследствии выдающейся оперной певицей с редким голосом(меццо-сопрано), с семи лет училась в петербургском Мариинском институте. Она пела в театрах и оперных антрепризах в Москве, Казани, Петербурге, Одессе и в Екатеринбург приезжала редко. (в 1901 году и в 1911-1912гг).
2 Информация с сайта elar.urfu.ru
3 Здания, где происходила демонстрация кинематографических картин, назывались электротеатрами. Начало увлечению публики кинематографам положила французская фирма Пате, открывшая в Москве своё отделение, а вскоре и русскую кинематографическая фабрику, выпускавшую, в основном, картины этнографического характера, виды Кавказа, а также ленты, иллюстрирующие наиболее популярные пьесы русских писателей. В 1910 году в Екатеринбурге владельцем магазина фотографических принадлежностей В.Л. Метенковым открыта фабрика картин для кинематографа, где производились картины с видами Урала, горнозаводской промышленности, сцены из городской жизни и т.п. Небывалое распостранение подобных электротеатров и увлечение ими публики создало серьёзную конкуренцию антрепризам столичных театров.
4 Обухов Александр Евлампиевич(1864-?)-общественный деятель, музыкант-любитель. Входил в состав Екатеринбургского музыкального кружка, избирался председателем и неоднократно членом совета. Городской глава Екатеринбурга с1908-1917гг.
5 Скеттинг-ринг – специальная площадка, чаще в закрытом помещении, с гладким полом для катания на особых роликовых коньках. Новомодное увлечение, пришедшее в Россию в начале 20 века из Европы.
6 С 18.12.1912г. –бывший зал Обухова.
7 Еврейский коммунистический клуб им. Б. Борохова.