«Литературные портреты в музыкальном интерьере» - так называется очередная выставка, проводимая в рамках Года Литературы.
«Тот, у кого нет музыки в душе,
Кого не тронут сладкие созвучья,-
Способен на обман, измену, подлость,
Темны, как ночь души его движенья,
И мысли все угрюмы, как Эреб.
Не верь такому»
У. Шекспир
Музыка и слово неразрывны.
Литература всегда рождала великие музыкальные произведения, так же, как и музыка вдохновляла мастеров слова. Не случайно биографии писателей говорят нам о том, что музыка всегда была частью их жизни. Равно как и литература была частью жизни композиторов.
Музыка и литература настолько тесно переплетены, их взаимопроникновение настолько велико, что, говоря о литературных произведениях, невозможно не говорить о музыке. Как можно разделить, например, роман Пушкина «Евгений Онегин» и гениальную оперу Чайковского? Читая стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», нельзя не вспомнить удивительный романс Глинки и необычную историю посвящения стихов и музыки матери и дочери Керн.
«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь - мелодия», - так сказал Пушкин.
Когда речь заходит о поэзии, мы невольно переходим на музыкальную терминологию: созвучие, гармония, интонация, мелодика… Да и свою ритмическую организацию, подчинение определенному размеру стихи взяли у музыки.
И художественная литература, и музыка воздействуют на человека через эмоции. Любое, даже самое сильное слово многократно усиливает свое влияние в сочетании с музыкой. Союз этих двух искусств - мощное средство для эстетического, нравственного воспитания, для развития фантазии, образного мышления.
Русская музыкальная культура предоставляет богатейший материал для взаимодействия с литературой. Многие литературные произведения имеют свои музыкальные прочтения. Тонкое чувство прекрасного, интуиция художника, психологическое чутье позволяют композиторам понять литературное произведение точно и глубоко. А иногда музыканту удается усилить его идейное звучание. Так, например, произошло с трагедией А.Пушкина «Борис Годунов» и одноименной оперой М.Мусоргского. В 1866 году композитор М.П.Мусоргский обратился к творению Пушкина и написал выдающуюся оперу «Борис Годунов», ставшую шедевром мирового значения. Через 36 лет после опубликования трагедии в печати композитор пошел дальше поэта: молчаливый протест он продолжил народным бунтом. Беглый монах Варлаам у Мусоргского становится бунтарем, представителем протестующего против рабства народа. Другой персонаж - Юродивый - прямо бросает обвинение в убийстве в лицо царю Борису: «Нельзя молиться за царя Ирода, Богородица не велит». И кульминацией оперы становится сцена народного бунта с почти революционным хором «Расходилась, разгулялась сила-удаль молодецкая».
Сценическая судьба оперы повторила судьбу трагедии: также запрещенная цензурой, она была поставлена через семь лет после написания.
Очень часто музыка входит в литературное произведение, дополняет, обогащает его, а потом это произведение вновь становится музыкой, уже более совершенной.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя благодаря именно народным песням стали удивительно поэтичными повестями-поэмами. На гоголевских страницах мы слышим то озорные, то лирические песни, частушки, колядки, щедровки. Эта удивительная музыкально-поэтическая атмосфера «Вечеров…» привлекла к себе Н.А.Римского-Корсакова, который позже написал оперу «Майская ночь» по повести Гоголя.
Взаимопроникновение, переплетение замыслов великих мастеров, сочетание талантов многократно усиливает художественную силу их творений.
«Там, где кончается слово, начинается музыка…» Литература и музыка – очень близкие виды искусства. Влияние каждого из них на формирование духовного облика молодого человека огромно. И оно неизмеримо возрастает при их взаимодействии.
Наша выставка проиллюстрирована портретами писателей, литературными первоисточниками, редкими, раритетными изданиями оперных клавиров и, конечно, высказываниями самих авторов бессмертных произведений литературы и музыки.