Скачать

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности

53.02.07 «Теория музыки»

в ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского (колледж)»

 

Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.07 Теория музыки осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).

Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать хорошие знания и умения в музыкально-теоретической области и в области художественной культуры, способность к музыкальному мышлению и обобщению, логическому охвату музыкальной формы, функциональному слышанию музыкальной ткани. На вступительных экзаменах проверяются все параметры музыкальной памяти и качество внутреннего слуха, быстрота слуховой реакции, владение фортепиано.

При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • специальность (музыкальная литература – устно, фортепиано)
  • сольфеджио (устно и письменно)
  • коллоквиум

Уровень требований вступительных испытаний творческой направленности.

Специальность (музыкальная литература – устно, фортепиано).

  • Музыкальная викторина. Абитуриентам предлагается 10 музыкальных фрагментов из произведений разных эпох, композиторов, жанров. Целью данного испытания является определение слухового багажа абитуриента, чувства стиля эпохи и отдельного композитора, знания нотного текста, ориентации в музыкальных жанрах. В течение викторины абитуриент заполняет таблицу, включающую следующие позиции: композитор, музыкальное произведение, время создание произведения (эпоха, век), стиль, жанр, раздел произведения, часть, тема, тональность произведения. Фрагменты музыкальных произведений викторины соответствуют объему изучаемой музыке по программе А.И. Лагутина, Э.С. Смирновой.
  • Устный ответ. Абитуриент представляет творческий портрет выбранного им любого композитора XVIII – XX веков, демонстрируя знание существенных фактов из его жизненного и творческого пути, сведений об исторической эпохе, национальной культуре, музыкальном окружении, знание музыкальных произведений. Продолжительность ответа не более 10 минут.

Критерии оценки устного ответа: умение выстроить композицию ответа и выделить главные мысли, идеи; культура речи, манера подачи материала; личное отношение к раскрываемой теме, музыкальному материалу.

  • Фортепиано. Абитуриент должен исполнить:

1. полифоническое произведение;

2. произведение крупной формы (сонатное allegro, вариации, II и III ч. сонаты);

3. пьесу;

Программа должна быть составлена из произведений разных стилей и исключать произведения эстрадно-джазового направления.

 

Коллоквиум

Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу тем в рамках программы образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств).

Перечень тем для беседы:

1. Профессия музыканта, музыковеда, педагога в современном мире.

2. Музыка в системе современного образования.

3. Современные российские и зарубежные композиторы, стили музыки.

4. Выдающиеся исполнители, дирижеры и театральные режиссеры XX-XХI веков.

5. Наиболее значительные события музыкальной жизни: музыкальные фестивали, конкурсы, театральные премьеры.

Сольфеджио

Сольфеджио письменно. Диктант.

Одноголосный фрагмент музыкального произведения (8-12 тактов). Возможные сложности: хроматические проходящие и вспомогательные звуки, альтерация ступеней, отклонения, модуляции в тональности первой степени родства; ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм, залигованные длительности, синкопы, триоли; размеры 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Перед записью абитуриенты настраиваются в тональности диктанта, пропевают тоническое трезвучие, звукоряд тональности, ступени. Диктант проигрывается десять раз. Время написания диктанта – 25-30 минут. Образцы диктантов: И.Русяева. «Одноголосные диктанты», №№ 481, 526, 695.

Сольфеджио устно.

Сольфеджирование:

  • пение с листа одноголосного фрагмента (с дирижированием), например: А.Островский, С.Соловьев, В.Шокин «Сольфеджио», в.II, №№ 78, 95, 96);
  • пение самостоятельно подготовленной мелодии с названием нот, транспонирование её в несколько предлагаемых тональностей (до трёх ключевых знаков), например фрагмент романса, песни, инструментальной темы в объёме периода.

Интонационные упражнения:

  • от звука: (вверх и вниз) звукоряды натурального, гармонического, мелодического мажора и минора; простые интервалы; трезвучия (мажорные и минорное с обращениями уменьшенное и увеличенное в основном виде); вверх септаккорды (малый мажорный септаккорд с обращениями, малый минорный септаккорд, малый уменьшённый и уменьшённый септаккорды – в основном виде);
  • в тональности: ступени (включая альтерированные), диатонические и характерные интервалы с разрешением, главные трезвучия с обращениями, доминантсептаккорд с обращениями и разрешением, септаккорд второй ступени и вводный септаккорд в основном виде с разрешением в тонику.

Определение на слух:

  • вне лада: звукоряды мажора и минора трёх видов; простые интервалы (в гармоническом и мелодическом видах), аккорды (четыре вида трезвучий, мажорное и минорное трезвучия с обращениями, септаккорды: малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый уменьшённый, уменьшённый – в основном виде);
  • в тональности: ступени, интервалы (в т.ч. в последовательностях); отдельные аккорды и последовательности из 5-6 аккордов в тесном трёх-, четырёхголосии.

Музыкальная грамота (устно):

  • буквенное обозначение звуков и тональностей;
  • понятие о ладе: тональные лады (мажор и минор), модальные лады (пентатоника, семиступенные диатонические лады: лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский, локрийский);
  • понятие тональности: тональности до семи ключевых знаков; квинтовый круг; параллельные и одноимённые, однотерцовые тональности, тональности первой степени родства; правописание хроматической гаммы; энгармонизм тональностей; отклонения; модуляции;
  • понятие интервала: разновидности интервалов: мелодические и гармонические, простые и составные, консонирующие и диссонирующие, устойчивые и неустойчивые, диатонические и хроматические; интервалы в мажоре и миноре; характерные интервалы гармонических мажора и минора; обращение интервалов;
  • понятие аккорда: структурные разновидности трезвучий и септаккордов; функциональная характеристика аккордов в тональности (главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями и разрешением; вводный септаккорд с обращениями и разрешением в тонику и внутрифункционально; септаккорд второй ступени с обращениями и разрешением в тонику и через перевод в доминантовый септаккорд и его обращения);
  • ритм; метр; размер (простые, сложные, смешанные, переменные размеры): ритмический рисунок; жанровые ритмоформулы; основные и особые виды ритмического деления; темп (основные темповые обозначения);
  • музыкальный синтаксис: мотив, фраза, предложение, период, каденция, цезура.

Кроме ответов на теоретические вопросы абитуриент должен уметь построить и сыграть на фортепиано звукоряды ладов, интервалы, аккорды (от звука и в тональности).