Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Скачать

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности

53.02.07 «Теория музыки»

в ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского (колледж)»

 

Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности

53.02.07 Теория музыки осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).

Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать хорошие знания и умения в музыкально-теоретической области и в области художественной культуры, способность к музыкальному мышлению и обобщению, логическому охвату музыкальной формы, функциональному слышанию музыкальной ткани. На вступительных экзаменах проверяются все параметры музыкальной памяти и качество внутреннего слуха, быстрота слуховой реакции, владение фортепиано.

При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • специальность (музыкальная литература – устно, фортепиано);
  • коллоквиум;
  • сольфеджио (устно и письменно).

Специальность (музыкальная литература – устно, фортепиано)

  • Музыкальная викторина. Абитуриентам предлагается 10 музыкальных фрагментов из произведений разных эпох, композиторов, жанров. Целью данного испытания является определение слухового багажа абитуриента, чувства стиля эпохи и отдельного композитора, знания нотного текста, ориентации в музыкальных жанрах. В течение викторины абитуриент заполняет таблицу, включающую следующие позиции: композитор, музыкальное произведение, время создание произведения (эпоха, век), стиль, жанр, раздел произведения, часть, тема, тональность произведения. Фрагменты музыкальных произведений викторины соответствуют объему изучаемой музыке по программе А.И. Лагутина, Э.С. Смирновой.
  • Устный ответ. Абитуриент представляет творческий портрет выбранного им любого композитора XVIII – XX веков, демонстрируя знание существенных фактов из его жизненного и творческого пути, сведений об исторической эпохе, национальной культуре, музыкальном окружении, знание музыкальных произведений. Продолжительность ответа не более 10 минут.

Критерии оценки устного ответа: умение выстроить композицию ответа и выделить главные мысли, идеи; культура речи, манера подачи материала; личное отношение к раскрываемой теме, музыкальному материалу.

  • Фортепиано. Абитуриент должен исполнить:

1. Полифоническое произведение;

2. Произведение крупной формы (сонатное allegro, вариации, II и III ч. сонаты);

3. Пьесу.

Программа должна быть составлена из произведений разных стилей и исключать произведения эстрадно-джазового направления.

Коллоквиум

Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу тем в рамках программы образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств).

Перечень тем для беседы:

1. Профессия музыканта, музыковеда, педагога в современном мире.

2. Музыка в системе современного образования.

3. Современные российские и зарубежные композиторы, стили музыки.

4. Выдающиеся исполнители, дирижеры и театральные режиссеры XX-XХI веков.

5. Наиболее значительные события музыкальной жизни: музыкальные фестивали, конкурсы, театральные премьеры.

Сольфеджио

Сольфеджио письменно. Диктант

Одноголосный фрагмент музыкального произведения (8 - 12 тактов). Возможные сложности: хроматические проходящие и вспомогательные звуки, альтерация ступеней, отклонения, модуляции в тональности первой степени родства; ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм, залигованные длительности, синкопы, триоли; размеры 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Перед записью абитуриенты настраиваются в тональности диктанта, пропевают тоническое трезвучие, звукоряд тональности. Диктант проигрывается 10 раз. Время написания диктанта – 25-30 минут. Примерные образцы диктантов: И.Русяева. «Одноголосные диктанты», №№ 481, 526, 695.

Сольфеджио устно

  1. Интонационные упражнения:
  • от звука вверх и вниз:
  • звукоряды натурального, гармонического, мелодического мажора и минора;
  • простые интервалы;
  • трезвучия мажорные и минорные, секстаккорды и квартсекстаккорды мажорные и минорные, уменьшенное и увеличенное трезвучия;
  • от звука вверх:
  • малый мажорный септаккорд с обращениями, малый минорный септаккорд, малый уменьшённый и уменьшённый септаккорды – в основном виде;
  • в тональности:
  • тритоны натуральных и гармонических видов мажора и минора с разрешением, характерные интервалы (ув.2 - ум.7, ув.5 - ум.4) с разрешением;
  • уменьшенные трезвучия натурального и гармонического мажора и минора с разрешением, увеличенное трезвучие гармонического мажора и гармонического минора с разрешением;
  • главные трезвучия с обращениями (в виде гармонических оборотов из 3-4-х аккордов); доминантовый септаккорд с обращениями и разрешением, септаккорд второй ступени в основном виде (в натуральном и гармоническом мажоре и миноре) с разрешением, вводный септаккорд в основном виде (в натуральном и гармоническом мажоре и гармоническом миноре) с разрешением.

Требуется выполнять интонационные упражнения от любого звука и в тональностях до 5-ти ключевых знаков.

  1. Сольфеджирование:
  • пение с листа одноголосного фрагмента с дирижированием, например: А.Островский, С.Соловьев, В.Шокин «Сольфеджио», в.II, №№ 78, 95, 96;
  • пение самостоятельно подготовленной мелодии с названием нот, транспонирование её в несколько предлагаемых тональностей (до трёх ключевых знаков), дирижирование. Например, можно исполнить фрагмент романса, песни, инструментальной темы в объёме периода.
  1. Определение на слух:
  • вне лада: звукоряды мажора и минора трёх видов; простые интервалы (в гармоническом и мелодическом изложении); аккорды: четыре вида трезвучий, мажорное и минорное трезвучия с обращениями; септаккорды: малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый уменьшённый, уменьшённый – в основном виде;
  • в тональности: тритоны и характерные интервалы по их разрешению; последовательности из 5-6 аккордов в тесном трёх-четырёхголосном изложении, включающие главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями, септаккорд второй ступени, вводный септаккорд в основном виде.
  1. Проверка знаний по музыкальной грамоте (устно):
  • буквенное обозначение звуков и тональностей;
  • понятие о ладе: тональные лады (мажор и минор), модальные лады (пентатоника, семиступенные диатонические лады: лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский, локрийский);
  • понятие тональности: тональности до семи ключевых знаков; квинтовый круг; параллельные и одноимённые, однотерцовые тональности, тональности первой степени родства; правописание хроматической гаммы; энгармонизм тональностей; отклонения; модуляции;
  • понятие интервала: разновидности интервалов: мелодические и гармонические, простые и составные, консонирующие и диссонирующие, устойчивые и неустойчивые, диатонические и хроматические; интервалы в мажоре и миноре; характерные интервалы гармонических мажора и минора; обращение интервалов;
  • понятие аккорда: структурные разновидности трезвучий и септаккордов; функциональная характеристика аккордов в тональности (главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями и разрешением; вводный септаккорд с обращениями и разрешением в тонику и внутрифункционально; септаккорд второй ступени с обращениями и разрешением в тонику и через перевод в доминантовый септаккорд и его обращения);
  • ритм; метр; размер (простые, сложные, смешанные, переменные размеры): ритмический рисунок; жанровые ритмоформулы; основные и особые виды ритмического деления; темп (основные темповые обозначения);
  • музыкальный синтаксис: мотив, фраза, предложение, период, каденция, цезура. 

На основании представленных выше требований будет предложен билет для устного ответа. Объем требований представлен в билете выборочно.

Абитуриент может устно подготовиться к ответу по билету в течение 3-х минут.

Примерный образец билета

1.  Интонационные упражнения:

- спеть от звука:

  • ля бемоль - гармонический вид мажора вверх и вниз;
  • фа - ч5 вниз;
  • ми - М6 вниз;
  • реУв. 53 вверх;
  • си бемоль - ММ 43 вверх.

- спеть в тональности си минор:

  • ум4 с разрешением;
  • Ум.53 в натуральном миноре с разрешением;
  • Д 2 с разрешением;
  • II7 с разрешением;
  • Аккорды: t53 - s53 - D64 - t

2. Сольфеджирование самостоятельно подготовленной мелодии (в объёме периода) и транспонирование её в одну из предложенных тональностей до трёх ключевых знаков.

Самостоятельно настроиться в тональности. Дирижировать при пении.

Чтение с листа: А.Островский, С.Соловьев, В.Шокин «Сольфеджио» в.II №96. Самостоятельно настроиться в тональности. Дирижировать при пении.

3. Определение на слух звукорядов, интервалов, аккордов отдельных и в последовании (из 5-6 аккордов, до 10 элементов).

4. Проверка знаний по музыкальной грамоте - вопросы предлагаются в ходе выполнения заданий билета и связаны с ними.

^