Скачать

 

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности

53.02.02 Музыкальное искусство эстрады

по виду «Инструменты эстрадного оркестра»

в ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище

им. П.И. Чайковского (колледж)»

 

Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады по виду «Инструменты эстрадного оркестра» осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).

Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: хорошую техническую подготовку, качественное звукоизвлечение, знания из истории джазового исполнительства. Особое значение придается художественной выразительности исполняемых произведений, что дает возможность определить уровень музыкально-исполнительского развития абитуриента.

Инструменты: саксофон, труба, тромбон, фортепиано (клавишные), электрогитара, бас-гитара (контрабас), ударные инструменты (виброфон).

При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • специальность (исполнение сольной программы)
  • сольфеджио (устно и письменно)
  • коллоквиум

Уровень требований вступительных испытаний творческой направленности.

Специальность (исполнение сольной программы):

Духовые инструменты

  • 3 пьесы: одна классическая и две разножанровые джазовые;
  • мажорные и минорные гаммы (до трех ключевых знаков), терции, арпеджио тонических трезвучий (развернутое с обращениями), доминантового септаккорда (развернутого с обращениями). В миноре вместо доминантового септаккорда – II7, VII7 (развернутые с обращениями).

Электро-гитара, бас-гитара

  • 2 разножанровые джазовые пьесы;
  • чтение с листа одного джазового стандарта в двух вариантах: 1. мелодия (в сопровождении концертмейстера); 2. аккомпанемент.

Фортепиано

  • 3 пьесы: одна классическая – полифония или крупная форма (1 часть или 2-3 части сонаты, вариации) на выбор; две разножанровые джазовые;
  • мажорные и минорные гаммы (до трех ключевых знаков), аккорды, арпеджио.

Ударные инструменты

  • 2 пьесы: на вибрафоне – одна пьеса классическая, эстрадная или джазовая на выбор; на ударной установке – одна джазовая пьеса.

 

Коллоквиум.

Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу тем в рамках программы образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) и выполнения практических заданий.

Теоретическая часть.

Перечень тем для беседы:

1. Знание основных музыкальных терминов.

2. Краткие сведения о композиторах исполняемых произведений по специальности (годы жизни, страна, эпоха), история создания произведений, характеристика музыкального образа произведения.

3. Выдающиеся отечественные и зарубежные джазовые исполнители на своем инструменте, солисты и коллективы.

Практическая часть

Игра на своём инструменте импровизации (для ударных инструментов – на вибрафоне) на один квадрат 12 – тактового блюза в тональности F-dur в едином умеренном темпе по следующим гармониям:

||F7|Bb7|F7|F7|

|Bb7|Bb7|F7|F7|

|Gm7|C7|F7|F7||

Рекомендуемая литература

  1. Баташев А. Советский джаз: ист. Очерк / А. Баташев; под ред. и с предисл. А.В. Медведева – М.: Музыка, 1972.
  2. Барбан Е. Джазовые портреты / Ефим Барбан – СПб: Композитор, 2006.
  3. Бернстайн Л. Музыка всем/ Л. Бернстайн; пер. с англ. В.Н. Чемберджи. – М.: Сов. Композитор, 1978.
  4. Степурко О. М. Блюз - Джаз - Рок / О. М. Степурко. – М.: Камертон, 1994.
  5. Панасье Ю. История подлинного джаза / Ю. Панасье; пер. с фр. Л.А. Никольской Л.: Музыка, 1978.
  6. Фейертаг В.Б. Джаз. Энциклопедический справочник – СПб: изд. Торговый Дом «Скифия», 2008.
  7. Фейертаг В.Б. Джаз в России. Краткий энциклопедический справочник – СПб: изд. Торговый Дом «Скифия», 2009.
  8. Rock and Pop энциклопедия, Крэмптон Л., изд. Росмэн, 2004

Сольфеджио

Сольфеджио письменно. Диктант.

В музыкальном материале для диктанта используются песенные или инструментальные эстрадные мелодии. Время написания: 25 минут +5 минут на окончательную проверку, доработку и завершение. Количество проигрываний: 3 подряд (для ознакомления) + 7 раз через временнЫе промежутки. Настройка в тональности по тоническому трезвучию. Тональности до 4-х знаков включительно.

Форма диктанта: 1-голосный период (8 тактов, квадратный, повторного/неповторного строения, однотональный, замкнутый/незамкнутый).

Лад: три вида мажора и минора, отклонение в тональность первой степени родства.

Метро-ритм: размеры 3/4, 4/4, различные виды синкоп (внутритактовые, междутактовые), триоли, пунктирный ритм, группы с шестнадцатыми, паузы, затакт.

Мелодические обороты: движение по аккордовым звукам, скачки, проходящие и вспомогательные хроматизмы, увеличенные и уменьшённые интервалы в натуральном и гармоническом ладах.

Пример диктанта: приведен в материалах для скачивания.

Сольфеджио устно

Ответ по билетам. Каждый билет содержит 4 вопроса:

  • Интонирование.
  • Определение на слух.
  • Чтение с листа.
  • Ирга на фортепиано.

Требования по вопросам билетов:

1. Интонирование

в тональности:

гаммы: 3 вида мажора, 3 вида минора, мажорная пентатоника, минорная пентатоника;

увеличенные и уменьшенные интервалы в натуральном и гармоническом мажоре и миноре (ув.4, ум. 5, ув.2, ум.7);

D7 с обращениями и разрешениями в мажорных и минорных тональностях;

II7 (г.), VII7 (г.) в основном виде с прямым разрешением в тонику и через D7;

гармонические обороты из 3-4 аккордов (примеры: Т64 - D53 - D2 - Т6; t6 - s53 - t6; Т53 - S64 - D65 - Т53);

воспроизведение прозвучавшей мелодической фразы на слог и с названием нот.

от звука:

простые интервалы от звука вверх и вниз;

Б53, М53 c обращениями от звука вверх и вниз;

ММ7  с обращениями от звука вверх и разрешениями в мажор и минор (ММ7 = D7).

2. Определение на слух

3 вида мажора, 3 вида минора, мажорная пентатоника, минорная пентатоника (гаммы);

простые интервалы;

4 вида трезвучий;

Б53, М53 с обращениями;

ММ7 с обращениями;

Мm7, Мум7, Ум7 – в основном виде;

3-хголосные аккордовые последовательности из 3-4 аккордов (примеры: Т64 - D53 – D2 - Т6; t6 – s53 - t6; Т53 - S64 – D65 - Т53).

3. Чтение с листа

уровень трудности - № 278 – 288, 298, 299, 308, 331, 334, 335 из сб.: Б.Калмыков, Г.Фридкин. Сольфеджио. Часть I, одноголосие.

4.Игра на фортепиано

в тональности:

3 вида мажора, 3 вида минора, мажорная пентатоника, минорная пентатоника;

T53, S53, D53 и их обращения;

D7 c обращениями и разрешениями;

II7 (г.), VII7 (г.) в основном виде с прямым разрешением в тонику и через D7.

от звука:

простые интервалы вверх и вниз;

4 вида трезвучий вверх и вниз;

Б53, М53 с обращениями вверх и вниз;

ММ7 с обращениями и разрешениями в мажор и минор (ММ7 = D7).