Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Скачать

 

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности

53.02.03 Инструментальное исполнительство

по виду «Оркестровые духовые и ударные инструменты»

в ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище

им. П.И. Чайковского (колледж)» 

 

Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство по виду «Оркестровые духовые и ударные инструменты» осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).

Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: техническую подготовку, качественное звукоизвлечение, сценическую выдержку.

Инструменты: деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон), медные духовые (труба, тромбон, туба, валторна), ударные инструменты.

При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • специальность (исполнение сольной программы);
  • коллоквиум;
  • сольфеджио (устно и письменно).

Специальность (исполнение сольной программы)

Деревянные духовые инструменты (флейта, гобой, кларнет, саксофон, фагот)

  • гаммы (мажорные и минорные) до 2-х знаков включительно (штрихи: деташе и легато, арпеджио и обращения трезвучий) - по билетам;
  • два этюда на различные виды техники (один этюд по выбору приемной комиссии);
  • два разнохарактерных произведения или первая часть концерта, либо первая часть сонаты.

Медные духовые инструменты (труба, валторна, тромбон, туба)

  • гаммы (мажорные и минорные) до 2-х знаков включительно (штрихи: деташе и легато, арпеджио и обращения трезвучий) – по билетам;
  • два этюда на различные виды техники (один этюд по выбору комиссии);
  • два разнохарактерных произведения или первая часть концерта, либо первая часть сонаты.

Ударные инструменты

на ксилофоне

  • гаммы (мажорные и минорные) до 2-х знаков включительно (комбинированные штрихи, ритмические рисунки, арпеджио и обращения трезвучий) – по билетам;
  • два этюда на различные виды техники: один этюд - на ксилофоне (наизусть), второй этюд - на малом барабане (допускается исполнение по нотам);
  • два разнохарактерных произведения: одно произведение - на ксилофоне (наизусть), второе  произведение - на малом барабане (наизусть).

Коллоквиум

Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу тем в рамках программ образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) и выполнения практических заданий.

Теоретическая часть.

Перечень тем для беседы:

1. Знание основных музыкальных терминов.

2. Краткие сведения о композиторах исполняемых произведений по специальности (годы жизни, страна, эпоха), характеристика музыкального образа произведения.

3. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители на своем инструменте.

Практическая часть.

Чтение с листа произведения для 3 класса ДШИ.

Сольфеджио

Сольфеджио письменно. Диктант

Одноголосный фрагмент музыкального произведения (8 тактов). Возможные сложности: сочетание различных видов минора, движение мелодии по звукам трезвучий, мелодические скачки; ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм; размеры 2/4, 3/4, 4/4. Диктант проигрывается десять раз в течение 25-30 минут. Перед диктантом даётся тональная настройка в виде тонического трезвучия, пения гаммы, устойчивых и неустойчивых ступеней лада. Образцы диктантов: «Музыкальные диктанты для ДМШ» (составители Ж.Металлиди, А. Перцовская), №№ 186, 203, 210.

Сольфеджио устно

  1. Интонационные упражнения:
  • от звука вверх и вниз:
  • звукоряды трёх видов мажора и трёх видов минора;
  • интервалы (большие, малые, чистые);
  • трезвучия (мажорное и минорное с обращениями);
  • малый мажорный септаккорд с обращениями - от звука вверх;
  • в тональности:
  • фрагменты звукорядов (мажор трёх видов, минор трёх видов);
  • ступени, диатонические интервалы и тритоны с разрешением;
  • главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями и разрешением, вводный септаккорд в основном виде.
  1. Определение на слух:
  • вне лада: звукоряды ладов (мажор трёх видов, минор трёх видов); простые интервалы; аккорды (мажорное и минорное трезвучия с обращениями, септаккорды малый мажорный с обращениями, малый уменьшённый, уменьшённый – в основном виде);
  • в тональности: ступени, интервалы (в т.ч. в последовательностях); отдельные аккорды и последовательности из 4-6 аккордов.

     3.  Сольфеджирование: пение с листа одноголосного фрагмента (например: Г.Фридкин. «Чтение с листа на уроках сольфеджио», №№ 68, 78, 88).

     4.  Проверка знаний по музыкальной грамоте:

  • буквенное обозначение звуков и тональностей;
  • лады: мажор трёх видов, минор трёх видов; квинтовый ряд тональностей (до пяти ключевых знаков); параллельные тональности;
  • интервалы: простые - от звука, диатонические, включая тритоны - в тональности;
  • аккорды: мажорное и минорное трезвучия с обращениями, малый мажорный септаккорд с обращениями, малый уменьшённый и уменьшённый септаккорды в основном виде - от звука; главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями, вводный септаккорд в основном виде - в тональности;
  • ритм (метр, размер, ритмический рисунок); темп, основные темповые обозначения;
  • музыкальный синтаксис: период, предложение, фраза, каденция, цезура.

На основании представленных выше требований будет предложен билет для устного ответа. Объем требований представлен в билете выборочно.

Абитуриент может устно подготовиться к ответу по билету в течение 3-х минут.

Примерный образец билета

1. Интонационные упражнения:

- спеть от звука ре:

  • гармонический минор вверх и вниз;
  • м3↓, б7↑, ч4↑, м6↓;
  • Б53↑, М64↓, Б6↑, ММаж.65↑;

- спеть в тональности Си-бемоль мажор:

  • гармонический вид лада;
  • последовательность ступеней: I – VII↓ – I – IV – V – I;
  • тритоны в натуральном мажоре с разрешением;
  • аккорды: T53 S64D65 T (разрешение).

2. Определение на слух интервалов, аккордов, звукорядов (3-4 элемента), аккордовой последовательности из 3-4 аккордов.

3. Чтение с листа: №332 (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио, ч.1. Одноголосие).

4. Проверка знаний по музыкальной грамоте – в ходе выполнения заданий билета.

^