Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности
53.02.03 Инструментальное исполнительство
по виду «Оркестровые духовые и ударные инструменты»
в ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище
им. П.И. Чайковского (колледж)»
Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство по виду «Оркестровые духовые и ударные инструменты» осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).
Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: техническую подготовку, качественное звукоизвлечение, сценическую выдержку.
Инструменты: деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон), медные духовые (труба, тромбон, туба, валторна), ударные инструменты.
При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:
- специальность (исполнение сольной программы);
- коллоквиум;
- сольфеджио (устно и письменно).
Специальность (исполнение сольной программы)
Деревянные духовые инструменты (флейта, гобой, кларнет, саксофон, фагот)
- гаммы (мажорные и минорные) до 2-х знаков включительно (штрихи: деташе и легато, арпеджио и обращения трезвучий) - по билетам;
- два этюда на различные виды техники (один этюд по выбору приемной комиссии);
- два разнохарактерных произведения или первая часть концерта, либо первая часть сонаты.
Медные духовые инструменты (труба, валторна, тромбон, туба)
- гаммы (мажорные и минорные) до 2-х знаков включительно (штрихи: деташе и легато, арпеджио и обращения трезвучий) – по билетам;
- два этюда на различные виды техники (один этюд по выбору комиссии);
- два разнохарактерных произведения или первая часть концерта, либо первая часть сонаты.
Ударные инструменты
на ксилофоне
- гаммы (мажорные и минорные) до 2-х знаков включительно (комбинированные штрихи, ритмические рисунки, арпеджио и обращения трезвучий) – по билетам;
- два этюда на различные виды техники: один этюд - на ксилофоне (наизусть), второй этюд - на малом барабане (допускается исполнение по нотам);
- два разнохарактерных произведения: одно произведение - на ксилофоне (наизусть), второе произведение - на малом барабане (наизусть).
Коллоквиум
Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу тем в рамках программ образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) и выполнения практических заданий.
Теоретическая часть.
Перечень тем для беседы:
1. Знание основных музыкальных терминов.
2. Краткие сведения о композиторах исполняемых произведений по специальности (годы жизни, страна, эпоха), характеристика музыкального образа произведения.
3. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители на своем инструменте.
Практическая часть.
Чтение с листа произведения для 3 класса ДШИ.
Сольфеджио
Сольфеджио письменно. Диктант
Одноголосный фрагмент музыкального произведения (8 тактов). Возможные сложности: сочетание различных видов минора, движение мелодии по звукам трезвучий, мелодические скачки; ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм; размеры 2/4, 3/4, 4/4. Диктант проигрывается десять раз в течение 25-30 минут. Перед диктантом даётся тональная настройка в виде тонического трезвучия, пения гаммы, устойчивых и неустойчивых ступеней лада. Образцы диктантов: «Музыкальные диктанты для ДМШ» (составители Ж.Металлиди, А. Перцовская), №№ 186, 203, 210.
Сольфеджио устно
- Интонационные упражнения:
- от звука вверх и вниз:
- звукоряды трёх видов мажора и трёх видов минора;
- интервалы (большие, малые, чистые);
- трезвучия (мажорное и минорное с обращениями);
- малый мажорный септаккорд с обращениями - от звука вверх;
- в тональности:
- фрагменты звукорядов (мажор трёх видов, минор трёх видов);
- ступени, диатонические интервалы и тритоны с разрешением;
- главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями и разрешением, вводный септаккорд в основном виде.
- Определение на слух:
- вне лада: звукоряды ладов (мажор трёх видов, минор трёх видов); простые интервалы; аккорды (мажорное и минорное трезвучия с обращениями, септаккорды малый мажорный с обращениями, малый уменьшённый, уменьшённый – в основном виде);
- в тональности: ступени, интервалы (в т.ч. в последовательностях); отдельные аккорды и последовательности из 4-6 аккордов.
3. Сольфеджирование: пение с листа одноголосного фрагмента (например: Г.Фридкин. «Чтение с листа на уроках сольфеджио», №№ 68, 78, 88).
4. Проверка знаний по музыкальной грамоте:
- буквенное обозначение звуков и тональностей;
- лады: мажор трёх видов, минор трёх видов; квинтовый ряд тональностей (до пяти ключевых знаков); параллельные тональности;
- интервалы: простые - от звука, диатонические, включая тритоны - в тональности;
- аккорды: мажорное и минорное трезвучия с обращениями, малый мажорный септаккорд с обращениями, малый уменьшённый и уменьшённый септаккорды в основном виде - от звука; главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями, вводный септаккорд в основном виде - в тональности;
- ритм (метр, размер, ритмический рисунок); темп, основные темповые обозначения;
- музыкальный синтаксис: период, предложение, фраза, каденция, цезура.
На основании представленных выше требований будет предложен билет для устного ответа. Объем требований представлен в билете выборочно.
Абитуриент может устно подготовиться к ответу по билету в течение 3-х минут.
Примерный образец билета
1. Интонационные упражнения:
- спеть от звука ре:
- гармонический минор вверх и вниз;
- м3↓, б7↑, ч4↑, м6↓;
- Б53↑, М64↓, Б6↑, ММаж.65↑;
- спеть в тональности Си-бемоль мажор:
- гармонический вид лада;
- последовательность ступеней: I – VII↓ – I – IV – V – I;
- тритоны в натуральном мажоре с разрешением;
- аккорды: T53 – S64 – D65 – T (разрешение).
2. Определение на слух интервалов, аккордов, звукорядов (3-4 элемента), аккордовой последовательности из 3-4 аккордов.
3. Чтение с листа: №332 (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио, ч.1. Одноголосие).
4. Проверка знаний по музыкальной грамоте – в ходе выполнения заданий билета.