Скачать

 

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности

53.02.03. Инструментальное исполнительство

по виду «Оркестровые духовые и ударные инструменты»

в ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище

им. П.И. Чайковского (колледж)» 

 

Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.03.Инструментальное исполнительство по виду «Оркестровые духовые и ударные инструменты» осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).

Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: техническую подготовку, качественное звукоизвлечение, сценическую выдержку.

Инструменты: деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон), медные духовые (труба, тромбон, туба, валторна), ударные инструменты.

При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • специальность (исполнение сольной программы);
  • коллоквиум;
  • сольфеджио (устно и письменно).

Уровень требований вступительных испытаний творческой направленности.

Специальность (исполнение сольной программы):

Деревянные духовые инструменты (флейта, гобой, кларнет,  саксофон)

  • гаммы (мажорные и минорные) до 2-х знаков включительно (штрихи: деташе и легато, арпеджио и обращения трезвучий)- по билетам.
  • два этюда на различные виды техники (один этюд по выбору приемной комиссии)
  • два разнохарактерных произведения или первая часть концерта, либо первая часть сонаты.

Деревянные духовые инструменты (фагот)

  • одна гамма
  • один этюд
  • две разнохарактерных пьесы или первая часть концерта, либо первая часть сонаты.

Медные духовые инструменты (труба)

  • гаммы: (мажорные и минорные) до 2-х знаков включительно (штрихи: деташе и легато, арпеджио и обращения трезвучий) – по билетам.
  • два этюда на различные виды техники (один этюд по выбору комиссии).
  • два разнохарактерных произведения или первая часть концерта, либо первая часть сонаты.

Медные духовые инструменты (тромбон, туба, валторна)

  • одна гамма
  • один этюд
  • две разнохарактерных пьесы или первая часть концерта, либо первая часть сонаты

Ударные инструменты

на ксилофоне

  • гаммы (мажорные и минорные) до 2-х знаков включительно (комбинированные штрихи, ритмические рисунки, арпеджио и обращения трезвучий) – по билетам.
  • два этюда на различные виды техники – один этюд на ксилофоне – наизусть, второй этюд на малом барабане.
  • два разнохарактерных произведения. Одно произведение на ксилофоне, второе произведение на малом барабане.

Коллоквиум

Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу тем в рамках программ образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) и выполнения практических заданий.

Теоретическая часть.

Перечень тем для беседы:

1. Знание основных музыкальных терминов.

2. Краткие сведения о композиторах исполняемых произведений по специальности (годы жизни, страна, эпоха), характеристика музыкального образа произведения.

3. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители на своем инструменте.

Практическая часть.

Чтение с листа произведения для 3 класса ДШИ.

Сольфеджио

Сольфеджио письменно. Диктант.

Одноголосный фрагмент музыкального произведения (8 тактов). Возможные сложности: сочетание различных видов минора, движение мелодии по звукам трезвучий, мелодические скачки; ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм; размеры 2/4, 3/4, 4/4. Диктант проигрывается десять раз в течение 25-30 минут. Перед диктантом даётся тональная настройка в виде тонического трезвучия, пения гаммы, устойчивых и неустойчивых ступеней лада. Образцы диктантов: «Музыкальные диктанты для ДМШ» (составители Ж.Металлиди, А. Перцовская), №№ 186, 203, 210.

 

Сольфеджио устно.

Сольфеджирование: пение с листа одноголосного фрагмента (например: Г.Фридкин. «Чтение с листа на уроках сольфеджио», №№ 68, 78, 88).

Интонационные упражнения:

  • от звука: (вверх и вниз) звукоряды трёх видов мажора и трёх видов минора; интервалы (большие, малые, чистые); трезвучия (мажорное и минорное с обращениями); малый мажорный септаккорд с обращениями - от звука вверх;
  • в тональности: фрагменты звукорядов (мажор трёх видов, минор трёх видов); ступени, диатонические интервалы и тритоны с разрешением; главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями и разрешением, вводный септаккорд в основном виде.

Определение на слух:

  • вне лада: звукоряды ладов (мажор трёх видов, минор трёх видов); простые интервалы; аккорды (мажорное и минорное трезвучия с обращениями, септаккорды малый мажорный с обращениями, малый уменьшённый, уменьшённый – в основном виде);
  • в тональности: ступени, интервалы (в т.ч. в последовательностях); отдельные аккорды и последовательности из 4-6 аккордов.

Проверка знаний по музыкальной грамоте:

  • буквенное обозначение звуков и тональностей;
  • лады: мажор трёх видов, минор трёх видов; квинтовый ряд тональностей (до пяти ключевых знаков); параллельные тональности;
  • интервалы: простые - от звука, диатонические, включая тритоны - в тональности;
  • аккорды: мажорное и минорное трезвучия с обращениями, малый мажорный септаккорд с обращениями, малый уменьшённый и уменьшённый септаккорды в основном виде - от звука; главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями, вводный септаккорд в основном виде - в тональности;
  • ритм (метр, размер, ритмический рисунок); темп, основные темповые обозначения;
  • музыкальный синтаксис: период, предложение, фраза, каденция, цезура.

 

На основании представленных выше требований будет предложен билет для устного ответа. Объем требований представлен в билете выборочно.

Абитуриент может устно подготовиться к ответу по билету в течение 3 минут.

Примерный образец билет

1. Интонационные упражнения:

- спеть от звука ре:

  • гармонический минор вверх и вниз;
  • м3↓, б7↑, ч4↑, м6↓;
  • Б53↑, М64↓, Б6↑, ММаж.65↑;

- спеть в тональности Си-бемоль мажор:

  • гармонический вид лада;
  • последовательность ступеней: I – VII – I – IV – V – I;
  • тритоны в натуральном мажоре с разрешением;
  • аккорды: T53 – S64 – D65 – T (разрешение).

2. Определение на слух интервалов, аккордов, звукорядов (3-4 элемента), аккордовой последовательности из 3-4 аккордов.

3. Чтение с листа: №332 (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио, ч.1. Одноголосие).

Проверка знаний по музыкальной грамоте – в ходе выполнения заданий билета.

^