Скачать

 

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности

53.02.03. Инструментальное исполнительство

по виду «Оркестровые духовые и ударные инструменты»

в ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище

им. П.И. Чайковского (колледж)» 

Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.03.Инструментальное исполнительство по виду «Оркестровые духовые и ударные инструменты» осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).

Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: техническую подготовку, качественное звукоизвлечение, сценическую выдержку.

Инструменты: деревянные духовые (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон), медные духовые (труба, тромбон, туба, валторна), ударные инструменты.

При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • специальность (исполнение сольной программы);
  • сольфеджио (устно и письменно);
  • коллоквиум.

Уровень требований вступительных испытаний творческой направленности.

Специальность (исполнение сольной программы):

Деревянные духовые инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон)

  • гаммы (мажорные и минорные) до 2-х знаков включительно (штрихи: деташе и легато, арпеджио и обращения трезвучий);
  • два этюда на различные виды техники;
  • два разнохарактерных произведения.

Медные духовые инструменты (труба, тромбон, туба, валторна)

  • гаммы: (мажорные и минорные) до 2-х знаков включительно (штрихи: деташе и легато, арпеджио и обращения трезвучий);
  • два этюда на различные виды техники;
  • два разнохарактерных произведения.

Ударные инструменты

на ксилофоне

  • гаммы (мажорные и минорные) до 2-х знаков включительно (комбинированные штрихи, ритмические рисунки, арпеджио и обращения трезвучий);
  • два этюда на различные виды техники;
  • два разнохарактерных произведения.

на малом барабане

  • одну пьесу (исполняется наизусть).

Коллоквиум

Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу тем в рамках программ образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) и выполнения практических заданий.

Теоретическая часть.

Перечень тем для беседы:

1. Знание основных музыкальных терминов.

2. Краткие сведения о композиторах исполняемых произведений по специальности (годы жизни, страна, эпоха), характеристика музыкального образа произведения.

3. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители на своем инструменте.

Практическая часть

Чтение с листа произведения для 3 класса ДШИ.

Сольфеджио

Сольфеджио письменно. Диктант.

Одноголосный фрагмент музыкального произведения (8 тактов). Возможные сложности: сочетание различных видов минора, движение мелодии по звукам трезвучий, мелодические скачки; ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм; размеры 2/4, 3/4, 4/4. Диктант проигрывается десять раз в течение 25-30 минут. Перед диктантом даётся тональная настройка в виде тонического трезвучия, пения гаммы, устойчивых и неустойчивых ступеней лада. Образцы диктантов: «Музыкальные диктанты для ДМШ» (составители Ж.Металлиди, А. Перцовская), №№ 186, 203, 210.

 

Сольфеджио устно.

Сольфеджирование: пение с листа одноголосного фрагмента (например: Г.Фридкин. «Чтение с листа на уроках сольфеджио», №№ 68, 78, 88).

Интонационные упражнения:

от звука: (вверх и вниз) звукоряды трёх видов мажора и трёх видов минора; интервалы (большие, малые, чистые); трезвучия (мажорное и минорное с обращениями); малый мажорный септаккорд с обращениями - от звука вверх;

в тональности: фрагменты звукорядов (мажор трёх видов, минор трёх видов); ступени, диатонические интервалы и тритоны с разрешением; главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями и разрешением, вводный септаккорд в основном виде.

Определение на слух:

вне лада: звукоряды ладов (мажор трёх видов, минор трёх видов); простые интервалы; аккорды (мажорное и минорное трезвучия с обращениями, септаккорды малый мажорный с обращениями, малый уменьшённый, уменьшённый – в основном виде);

в тональности: ступени, интервалы (в т.ч. в последовательностях); отдельные аккорды и последовательности из 4-6 аккордов.

Проверка знаний по музыкальной грамоте:

  • буквенное обозначение звуков и тональностей;
  • лады: мажор трёх видов, минор трёх видов; квинтовый ряд тональностей (до пяти ключевых знаков); параллельные тональности;
  • интервалы: простые - от звука, диатонические, включая тритоны - в тональности;
  • аккорды: мажорное и минорное трезвучия с обращениями, малый мажорный септаккорд с обращениями, малый уменьшённый и уменьшённый септаккорды в основном виде - от звука; главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями, вводный септаккорд в основном виде - в тональности;
  • ритм (метр, размер, ритмический рисунок); темп, основные темповые обозначения;
  • музыкальный синтаксис: период, предложение, фраза, каденция, цезура.