Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности
53.02.03 Инструментальное исполнительство по виду «Фортепиано»
в ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище
им. П.И. Чайковского (колледж)»
Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство по виду «Фортепиано» осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).
Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: техническую подготовку, качественное звукоизвлечение, сценическую выдержку. Особое значение придается художественной выразительности исполняемых произведений, что дает возможность определить уровень музыкально-исполнительского развития абитуриента.
При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:
- специальность (исполнение сольной программы)
- коллоквиум
- сольфеджио (устно и письменно)
Специальность (исполнение сольной программы)
- полифоническое произведение;
- два инструктивных этюда на разные виды техники;
- крупная форма (классическая соната I или II-III части, классические вариации);
- одна пьеса – кантиленного характера.
На экзамене по специальности также проверяется исполнение гамм.
Коллоквиум
Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу тем в рамках программы образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) и выполнения практических заданий.
Теоретическая часть
Перечень тем для беседы:
1. Знание основных музыкальных терминов.
2. Краткие сведения о композиторах исполняемых произведений по специальности (годы жизни, страна, эпоха), история создания произведений, характеристика музыкального образа произведения.
3. Выдающиеся отечественные и зарубежные пианисты.
Практическая часть
Чтение с листа произведения для 3 класса ДШИ.
Сольфеджио
Сольфеджио письменно. Диктант
Одноголосный фрагмент музыкального произведения (8 - 12 тактов). Возможные сложности: хроматические звуки, отклонения, модуляции в тональности первой степени родства; ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм, залигованные ноты, синкопы, триоли; размеры 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
Время написания диктанта – 25 - 30 минут. Диктант проигрывается 10 раз. Тональность объявляется. Даётся предварительная настройка в виде тонического трезвучия. Примерные образцы диктантов: И.Русяева. «Одноголосные диктанты», №№ 502, 643, 774.
Сольфеджио устно
1. Интонационные упражнения:
- от звука вверх и вниз:
- звукоряды натурального, гармонического, мелодического мажора и минора;
- простые интервалы;
- трезвучия мажорные и минорные, секстаккорды и квартсекстаккорды мажорные и минорные, уменьшенное и увеличенное трезвучия;
- от звука вверх:
- малый мажорный септаккорд с обращениями, малый минорный септаккорд, малый уменьшённый и уменьшённый септаккорды – в основном виде.
- в тональности:
- тритоны натуральных и гармонических видов мажора и минора с разрешением, характерные интервалы (ув.2 - ум.7, ув.5 - ум.4) с разрешением;
- уменьшенные трезвучия натурального и гармонического мажора и минора с разрешением, увеличенное трезвучие гармонического мажора и гармонического минора с разрешением;
- главные трезвучия с обращениями (в виде гармонических оборотов из 3-4-х аккордов);
- доминантовый септаккорд с обращениями и разрешением, септаккорд второй ступени в основном виде (в натуральном и гармоническом мажоре и миноре) с разрешением, вводный септаккорд в основном виде (в натуральном и гармоническом мажоре и гармоническом миноре) с разрешением.
Интонационные упражнения выполняются от любого звука и в тональностях до 3-х знаков включительно.
2. Определение на слух:
- вне лада: звукоряды мажора и минора трёх видов; простые интервалы (в гармоническом и мелодическом изложении); аккорды: четыре вида трезвучий, мажорное и минорное трезвучия с обращениями; септаккорды: малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый уменьшённый, уменьшённый - в основном виде;
- в тональности: тритоны и характерные интервалы по их разрешению; последовательности из 5-6 аккордов в тесном трёх-четырёхголосном изложении, включающие главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями, септаккорд второй ступени, вводный септаккорд в основном виде.
3. Сольфеджирование: пение с листа одноголосного фрагмента с тактированием долей или дирижированием (например: Б.Калмыков, Г.Фридкин. «Сольфеджио», Одноголосие, ч. 1, №№ 596, 603, 642).
4. Проверка знаний по музыкальной грамоте:
- буквенное обозначение звуков и тональностей;
- лады: тональные (мажор и минор трёх видов; тональности до семи ключевых знаков; параллельные и одноименные тональности; квинтовый круг тональностей; хроматическая гамма; тональности первой степени родства); модальные (пентатоника, семиступенные лады: лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский, локрийский);
- интервалы: ступеневая и тоновая величина простых интервалов; обращения интервалов; тритоны и характерные интервалы в тональности с разрешением;
- аккорды: структурные разновидности трезвучий и септаккордов: четыре вида трезвучий и их строение; обращения мажорного и минорного трезвучий и их строение; семь основных септаккордов - их названия и строение;
- аккорды в тональности: главные трезвучия с обращениями и расположение их на ступенях тональности; Д7 и его разрешение; строение обращений Д7 и их разрешения, расположение обращений Д7 на ступенях тональности; септаккорд второй ступени в основном виде (в натуральном и гармоническом мажоре и миноре) с разрешением, вводный септаккорд в основном виде (в натуральном и гармоническом мажоре и гармоническом миноре) с разрешением;
- ритм (метр, размер, ритмический рисунок); темп, основные темповые обозначения;
- музыкальный синтаксис: период, предложение, фраза, каденция, цезура.
На основании представленных выше требований будет предложен билет для устного ответа. Объем требований представлен в билете выборочно.
Абитуриент может устно подготовиться к ответу по билету в течение 3-х минут.
Примерный образец билета
- Интонационные упражнения:
- спеть от звука ми бемоль:
- гармонический мажор вверх и вниз;
- м3↓, ч4↑, м2↓, м7↑;
- М53↑, Б6↓, ММаж.43↑, ММин.7↑;
- спеть в тональности Ля мажор:
- ув.4, ув.2 в гармоническом мажоре с разрешением;
- ув.53 в гармоническом мажоре с разрешением;
- D43 с разрешением, VII7г с разрешением;
- аккорды: T6 –S53– D64 – T6.
- Определение на слух звукорядов, интервалов, аккордов, аккордовых последовательностей (всего – до 12 элементов).
- Чтение с листа: №596 (Б.Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио, ч.1. Одноголосие) с дирижированием или тактированием долей.
- Проверка знаний по музыкальной грамоте – в ходе выполнения заданий билета.