Скачать

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности

53.02.05. «Сольное и хоровое народное пение» по виду «Хоровое народное пение»

в ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище

им. П.И. Чайковского (колледж)»

Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.05. «Сольное и хоровое народное пение» по виду «Хоровое народное пение» осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств и детских музыкальных школ в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»).

Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: хорошие вокальные данные, чистую интонацию, музыкальный слух, владение инструментом, общий и музыкальный кругозор, эмоциональность и выразительность исполнения, наличие волевых и организаторских качеств.

При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • специальность (исполнение сольной программы, игра на музыкальном инструменте, владение основами техники дирижирования);
  • коллоквиум;
  • сольфеджио (устно и письменно).

Уровень требований вступительных испытаний творческой направленности.

Специальность (исполнение сольной программы, игра на музыкальном инструменте, владение основами техники дирижирования):

  • исполнение сольной программы: два разнохарактерных произведения. Это может быть лирическая и плясовая народные песни или народная и авторская песня для народного голоса. Обязательное условие – исполнение одного из произведений без сопровождения. Аккомпанемент может быть собственным (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Исполняемые произведения должны быть подобраны так, чтобы продемонстрировать вокальные данные абитуриента в полном объеме, степень владения голосом, интонацией, выразительностью;
  • игра на музыкальном инструменте (фортепиано, баяне, аккордеоне, домре, балалайке, другом инструменте): исполнение двух разнохарактерных произведений;
  • дирижирование: продирижировать (протактировать) двумя руками по предложенной комиссией схеме (на три четверти или четыре четверти) воображаемого музыкального произведения в различных характерах (колыбельная, марш).

 

Коллоквиум

Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу тем в рамках программы образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) и выполнения практических заданий.

Теоретическая часть.

Перечень тем для беседы:

1. Знание основных музыкальных терминов.

2. Краткие сведения о жанрах и стилевых исполнительских особенностях исполняемых произведений; в случае исполнения авторского произведения – краткие сведения о композиторах исполняемых произведений.

3. Советские и современные исполнители народных песен, фольклорные и народные хоровые коллективы, основные фольклорные песенные жанры.

4. Отечественные советские и современные поэты и писатели; сведения об авторе исполняемого стихотворения, басни, отрывка поэмы в практической части коллоквиума.

Практическая часть.

  • Чтение стихотворения, басни, отрывка из поэмы. Большое значение имеет художественное исполнение стихотворения, артистизм. Цель данного испытания – выявление отсутствия дефектов речи.

Сольфеджио

Сольфеджио письменно. Диктант.

Образец фольклора, одноголосный фрагмент музыкального произведения (8 тактов). Возможные сложности: тональности до трёх знаков; мелодические скачки на устойчивые ступени лада с последующим заполнением; длительности – половинные, четверти, восьмые; ритмическая группа – четверть с точкой и восьмая; размеры 2/4, 3/4. Диктант проигрывается десять раз в течение 25-30 минут. Перед диктантом даётся тональная настройка, включающая пропевание тонического трезвучия, звукоряда тональности, ступеней.

Образцы диктантов: Г.Фридкин. «Музыкальные диктанты», №№ 153, 157.

Сольфеджио устно.

Сольфеджирование: пение с листа одноголосного фрагмента, например: Б.Калмыков, Г.Фридкин. «Сольфеджио, Одноголосие», ч. 1, №№ 175, 181, 184, 193, 247.

Интонационные упражнения: от звука: вверх и вниз звукоряды натурального мажора и трёх видов минора; интервалы (простые); трезвучия (мажорное и минорное).

Ритмические упражнения: ритмический диктант: повторить (прохлопать или простучать) заданный ритмический оборот (1-2 такта в размере 4/4, длительности – половинные, четвертные, восьмые, ритмогруппы с шестнадцатыми, пунктирный ритм).

Определение на слух:

вне лада: звукоряды ладов (мажор натуральный, минор трёх видов); интервалы (простые); аккорды (четыре вида трезвучий);

в тональности: ступени мажора, минора.

Проверка знаний по музыкальной грамоте:

лады: мажор натуральный, минор натуральный, гармонический и мелодический; квинтовый ряд тональностей (до трех ключевых знаков);

интервалы: ступеневая и тоновая величина простых интервалов;

аккорды: четыре вида трезвучий, доминантовый септаккорд в основном виде с разрешением.