Скачать

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности

53.02.05. «Сольное и хоровое народное пение» по виду «Хоровое народное пение»

в ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище

им. П.И. Чайковского (колледж)»

 

Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.05. «Сольное и хоровое народное пение» по виду «Хоровое народное пение» осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств и детских музыкальных школ в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»).

Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: хорошие вокальные данные, чистую интонацию, музыкальный слух, владение инструментом, общий и музыкальный кругозор, эмоциональность и выразительность исполнения, наличие волевых и организаторских качеств.

При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • специальность (исполнение сольной программы, игра на музыкальном инструменте, владение основами техники дирижирования);
  • коллоквиум;
  • сольфеджио (устно и письменно).

Уровень требований вступительных испытаний творческой направленности.

Специальность (исполнение сольной программы, игра на музыкальном инструменте, владение основами техники дирижирования):

  • исполнение сольной программы: два разнохарактерных произведения. Это может быть лирическая и плясовая народные песни или народная и авторская песня для народного голоса. Обязательное условие – исполнение одного из произведений без сопровождения. Аккомпанемент может быть собственным (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Исполняемые произведения должны быть подобраны так, чтобы продемонстрировать вокальные данные абитуриента в полном объеме, степень владения голосом, интонацией, выразительностью;
  • игра на музыкальном инструменте (фортепиано, баяне, аккордеоне, домре, балалайке, другом инструменте): исполнение двух разнохарактерных произведений;
  • дирижирование: продирижировать (протактировать) двумя руками по предложенной комиссией схеме (на три четверти или четыре четверти) воображаемого музыкального произведения в различных характерах (колыбельная, марш).

Коллоквиум.

Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу тем в рамках программы образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) и выполнения практических заданий.

Теоретическая часть.

Перечень тем для беседы:

1. Знание основных музыкальных терминов.

2. Краткие сведения о жанрах и стилевых исполнительских особенностях исполняемых произведений; в случае исполнения авторского произведения – краткие сведения о композиторах исполняемых произведений.

3. Советские и современные исполнители народных песен, фольклорные и народные хоровые коллективы, основные фольклорные песенные жанры.

4. Отечественные советские и современные поэты и писатели; сведения об авторе исполняемого стихотворения, басни, отрывка поэмы в практической части коллоквиума.

Практическая часть.

  • Чтение стихотворения, басни, отрывка из поэмы. Большое значение имеет художественное исполнение стихотворения, артистизм. Цель данного испытания – выявление отсутствия дефектов речи.

Сольфеджио

Сольфеджио письменно. Диктант.

Образец фольклора, одноголосный фрагмент музыкального произведения (8-10 тактов). Возможные сложности: тональности до трёх знаков; мелодические скачки с последующим заполнением; длительности – половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые; ритмическая группа – четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая; размеры 2/4, 3/4. Диктант проигрывается десять раз в течение 35-40 минут. Перед диктантом даётся тональная настройка, включающая пропевание тонического трезвучия, звукоряда тональности, ступеней.

Образцы диктантов: Г.Фридкин. «Музыкальные диктанты», №№ 153, 157.

Сольфеджио устно.

Сольфеджирование:

  • чтение с листа одноголосного номера с дирижированием или тактированием, например Б.Калмыков, Г.Фридкин. «Сольфеджио, Одноголосие», ч. 1, №№ 175, 181, 184, 193, 247.
  • пение самостоятельно подготовленной мелодии с названием нот

Это может быть фрагмент романса, песни,  инструментальной темы в объёме периода, нотный текст которой в напечатанном виде необходимо принести с собой на экзамен.

Интонационные упражнения:

  • от звука вверх и вниз: звукоряды натурального, гармонического, мелодического минора и натурального мажора;
  • от звука вверх: простые интервалы; четыре вида трезвучий в основном виде;
  • в тональности: ступени, главные трезвучия с обращениями.

Слуховой анализ:

  • вне лада: звукоряды минора трёх видов и натурального мажора, простые интервалы (в гармоническом и мелодическом изложении), четыре вида трезвучий в основном виде;
  • в тональности: ступени мажора и минора.

Проверка знаний по музыкальной грамоте:

  • лады: тональные (минор трёх видов и натуральный мажор, тональности до трех ключевых знаков, параллельные тональности);
  • интервалы: ступеневая и тоновая величина простых интервалов, мелодическое и гармоническое изложение интервала, консонансы и диссонансы;
  • аккорды: четыре вида трезвучий и их строение;
  • аккорды в тональности: главные трезвучия с обращениями и расположение их на ступенях тональности, доминантовый септаккорд в основном виде с разрешением;
  • ритм (метр, размер, ритмический рисунок), темп, основные темповые обозначения.

На основании представленных выше требований будет предложен билет для устного ответа. Объем требований в билете будет представлен выборочно.

Абитуриент может подготовиться к ответу в течение 3-х минут.

Примерный образец билета

  1. Чтение с листа одноголосного номера: Б.Калмыков, Г.Фридкин. «Одноголосие», ч. 1, № 175

2. Сольфеджирование самостоятельно подготовленной мелодии с названием нот.

  1. Интонационные упражнения:
  • спеть от звука Ми:
  • гармонический минор вверх и вниз;
  • б.7 вверх;
  • Б53 вверх;
  • спеть в тональности F-dur:
  • заданные ступени (5-7 элементов);
  • доминантовое трезвучие с обращениями.
  1. Слуховой анализ:
  • вне лада: звукоряд, простой интервал, трезвучие в основном виде;
  • в тональности: ступени (5-7 элементов).

5. Музыкальная грамота. Вопросы предлагаются в ходе ответа и связаны с заданиями в билете.

^