Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности
53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение» по виду «Хоровое народное пение»
в ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище
им. П.И. Чайковского (колледж)»
Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение» по виду «Хоровое народное пение» осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств и детских музыкальных школ в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор»).
Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: хорошие вокальные данные, чистую интонацию, музыкальный слух, владение инструментом, общий и музыкальный кругозор, эмоциональность и выразительность исполнения, наличие волевых и организаторских качеств.
При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:
- специальность (исполнение сольной программы, игра на музыкальном инструменте, владение основами техники дирижирования);
- коллоквиум;
- сольфеджио (устно и письменно).
Специальность (исполнение сольной программы, игра на музыкальном инструменте, владение основами техники дирижирования)
- исполнение сольной программы: два разнохарактерных произведения. Это может быть лирическая и плясовая народные песни или народная и авторская песня для народного голоса. Обязательное условие – исполнение одного из произведений без сопровождения. Аккомпанемент может быть собственным (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Исполняемые произведения должны быть подобраны так, чтобы продемонстрировать вокальные данные абитуриента в полном объеме, степень владения голосом, интонацией, выразительностью;
- игра на музыкальном инструменте (фортепиано, баяне, аккордеоне, домре, балалайке, другом инструменте): исполнение двух разнохарактерных произведений;
- дирижирование: продирижировать (протактировать) двумя руками по предложенной комиссией схеме (на три четверти или четыре четверти) воображаемого музыкального произведения в различных характерах (колыбельная, марш).
Коллоквиум
Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу тем в рамках программы образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) и выполнения практических заданий.
Теоретическая часть.
Перечень тем для беседы:
- Знание основных музыкальных терминов.
- Краткие сведения о жанрах и стилевых исполнительских особенностях исполняемых произведений; в случае исполнения авторского произведения – краткие сведения о композиторах исполняемых произведений.
- Советские и современные исполнители народных песен, фольклорные и народные хоровые коллективы, основные фольклорные песенные жанры.
- Отечественные советские и современные поэты и писатели; сведения об авторе исполняемого стихотворения, басни, отрывка поэмы в практической части коллоквиума.
Практическая часть.
- Чтение стихотворения, басни, отрывка из поэмы. Большое значение имеет художественное исполнение стихотворения, артистизм. Цель данного испытания – выявление отсутствия дефектов речи.
Сольфеджио
Сольфеджио письменно. Диктант
Образец фольклора, одноголосный фрагмент музыкального произведения (8-10 тактов). Возможные сложности: тональности до трёх знаков; мелодические скачки с последующим заполнением; длительности – половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые; ритмическая группа – четверть с точкой и восьмая, восьмая с точкой и шестнадцатая; размеры 2/4, 3/4.
Диктант проигрывается 10 раз в течение 35-40 минут. Перед диктантом даётся тональная настройка, включающая пропевание тонического трезвучия, звукоряда тональности, ступеней.
Образцы диктантов: Г.Фридкин. «Музыкальные диктанты», №№ 153, 157.
Сольфеджио устно
- Интонационные упражнения:
- от звука вверх и вниз:
- звукоряды натурального, гармонического, мелодического минора и натурального мажора;
- от звука вверх:
- простые интервалы;
- четыре вида трезвучий в основном виде;
- в тональности:
- ступени;
- главные трезвучия с обращениями.
- Определение на слух:
- вне лада: звукоряды минора трёх видов и натурального мажора, простые интервалы (в гармоническом и мелодическом изложении), четыре вида трезвучий в основном виде;
- в тональности: ступени мажора и минора.
3. Сольфеджирование:
- чтение с листа одноголосного номера с дирижированием или тактированием долей, например Б.Калмыков, Г.Фридкин. «Сольфеджио, Одноголосие», ч. 1, №№ 175, 181, 184, 193, 247.
- пение самостоятельно подготовленной мелодии с названием нот.
Это может быть фрагмент романса, песни, инструментальной темы в объёме периода, нотный текст которой в напечатанном виде необходимо принести с собой на экзамен.
4. Проверка знаний по музыкальной грамоте:
- лады: тональные (минор трёх видов и натуральный мажор, тональности до трех ключевых знаков, параллельные тональности);
- интервалы: ступеневая и тоновая величина простых интервалов, мелодическое и гармоническое изложение интервала, консонансы и диссонансы;
- аккорды: четыре вида трезвучий и их строение;
- аккорды в тональности: главные трезвучия с обращениями и расположение их на ступенях тональности, доминантовый септаккорд в основном виде с разрешением;
- ритм (метр, размер, ритмический рисунок), темп, основные темповые обозначения.
На основании представленных выше требований будет предложен билет для устного ответа. Объем требований в билете будет представлен выборочно.
Абитуриент может подготовиться к ответу в течение 3-х минут.
Примерный образец билета
1. Интонационные упражнения:
- спеть от звука Ми:
- гармонический минор вверх и вниз;
- б7 вверх;
- Б53 вверх;
- спеть в тональности F-dur:
- заданные ступени (5-7 элементов);
- доминантовое трезвучие с обращениями.
2. Определение на слух:
- вне лада: звукоряд, простой интервал, трезвучие в основном виде;
- в тональности: ступени (5-7 элементов).
3. Чтение с листа одноголосного номера: Б.Калмыков, Г.Фридкин. «Одноголосие», ч. 1, № 175 Сольфеджирование самостоятельно подготовленной мелодии с названием нот.
4. Проверка знаний по музыкальной грамоте - вопросы предлагаются в ходе ответа и связаны с заданиями в билете.