Скачать

 

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности

53.02.03. Инструментальное исполнительство

по виду «Оркестровые струнные инструменты»

в ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище

им. П.И. Чайковского (колледж)»

 

Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.03. Инструментальное исполнительство по виду «Оркестровые струнные инструменты» осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).

Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: владение основными техническими приемами игры, качественным звукоизвлечением, хорошей вибрацией, устойчивой интонацией, пальцевой беглостью, владение основными штрихами. Особое значение придается художественной выразительности исполняемых произведений (эмоционально-выразительное построение фраз, нюансировка, динамика, рациональная аппликатура), что дает возможность определить уровень музыкально-исполнительского развития абитуриента.

Инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа.

При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • специальность (исполнение сольной программы)
  • коллоквиум
  • сольфеджио (устно и письменно)

 

Уровень требований вступительных испытаний творческой направленности.

Специальность (исполнение сольной программы)

Скрипка, Альт Виолончель

  • Гамма (3-х или 4-х октавная),
  • Арпеджио (трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, уменьшенный септаккорд, доминантовый септаккорд). Штрихи: деташе, мартле, пунктир, сотийе, спиккато, стаккато.
  • Гаммы двойными нотами (терциями, секстами, октавами);
  • Два этюда на различные виды техники;
  • Произведение крупной формы (I или II-III части классического инструментального концерта, вариации, фантазия);
  • Две пьесы – кантиленного и виртуозного характера.

Контрабас

  • Гамма (мажор или минор до 4-х знаков в пределах 2-х октав),
  • Арпеджио от звука (мажорное и минорное трезвучия, мажорный и минорный секстаккорды, мажорный и минорный квартсекстаккорды, малый мажорный септаккорд). Штрихи: деташе, мартле, пунктир, стаккато.
  • Два этюда на различные виды техники;
  • Произведение крупной формы (I или II-III части классического инструментального концерта, вариации, фантазия);
  • Две пьесы – кантиленного и виртуозного характера.

Арфа

  • Гамма (мажор или минор, в прямом движении, в пределах 3-х октав)
  • Арпеджио (малое, короткое, большое, арпеджированные аккорды)
  • Два этюда на различные виды техники;
  • Произведение крупной формы (I или II-III части классического инструментального концерта, вариации, фантазия);
  • Две пьесы – кантиленного и виртуозного характера.

Коллоквиум

Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу тем в рамках программы образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) и выполнения практических заданий.

Теоретическая часть.

Перечень тем для беседы:

1. Знание основных музыкальных терминов.

2. Краткие сведения о композиторах исполняемых произведений по специальности (годы жизни, страна, эпоха), история создания произведений, характеристика музыкального образа произведения.

3. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители на своем инструменте.

Практическая часть

Чтение с листа произведения для 3 класса ДШИ.

 

Сольфеджио

Сольфеджио письменно. Диктант.

Одноголосный фрагмент музыкального произведения (8-10 тактов). Возможные сложности: хроматические звуки, отклонения, модуляции в тональности первой степени родства; ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм, залигованные ноты, синкопы, триоли; размеры 2/4, 3/4, 4/4. Время написания диктанта – 25-30 минут. Диктант проигрывается десять раз после предварительной настройки (тональность определяется по тону «ля», пропевается тоническое трезвучие и последовательность ступеней). Образцы диктантов: «Музыкальные диктанты для ДМШ» (составители Ж.Металлиди, А. Перцовская), №№ 332, 349, 362.

 

Сольфеджио устно.

Сольфеджирование: пение с листа одноголосного фрагмента (например, Б.Калмыков, Г. Фридкин. «Сольфеджио», ч. 1, №№ 518, 589, 624).

Интонационные упражнения:

от звука: (вверх и вниз) звукоряды натурального, гармонического мелодического мажора и минора; простые интервалы; трезвучия (мажорные и минорные с обращениями); септаккорды (малый мажорный септаккорд с обращениями, малый минорный септаккорд, малый уменьшённый и уменьшённый септаккорды – в основном виде);

в тональности: фрагменты звукорядов (мажор двух видов, минор трёх видов); ступени, диатонические и характерные интервалы с разрешением, главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями и разрешением, септаккорд второй ступени  и вводный септаккорд в основном виде.

Определение на слух:

вне лада: звукоряды ладов (мажор и минор трёх видов); простые интервалы (в гармоническом и мелодическом видах), аккорды (четыре вида трезвучий, мажорное и минорное трезвучия с обращениями, септаккорды: малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый уменьшённый, уменьшённый – в основном виде);

в тональности: ступени, интервалы (в т.ч. в последовательностях); отдельные аккорды и последовательности из 7-8 аккордов.

Проверка знаний по музыкальной грамоте:

  • буквенное обозначение звуков и тональностей;
  • лады: тональные (мажор и минор трёх видов; тональности до семи ключевых знаков; параллельные и одноименные тональности; квинтовый круг тональностей; хроматическая гамма; тональности первой степени родства); модальные (пентатоника, семиступенные лады: лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский, локрийский);
  • интервалы: простые - от звука, диатонические и характерные с разрешением - в тональности;
  • аккорды: четыре вида трезвучий, семь септаккордов - от звука; главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями, септаккорд второй ступени и вводный септаккорд в основном виде - в тональности;
  • ритм (метр, размер, ритмический рисунок); темп, основные темповые обозначения;
  • музыкальный синтаксис: период, предложение, фраза, каденция, цезура.