Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности
53.02.03 Инструментальное исполнительство
по виду «Оркестровые струнные инструменты»
в ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище
им. П.И. Чайковского (колледж)»
Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство по виду «Оркестровые струнные инструменты» осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).
Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: владение основными техническими приемами игры, качественным звукоизвлечением, хорошей вибрацией, устойчивой интонацией, пальцевой беглостью, владение основными штрихами. Особое значение придается художественной выразительности исполняемых произведений (эмоционально-выразительное построение фраз, нюансировка, динамика, рациональная аппликатура), что дает возможность определить уровень музыкально-исполнительского развития абитуриента.
Инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа.
При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:
- специальность (исполнение сольной программы)
- коллоквиум
- сольфеджио (устно и письменно)
Специальность (исполнение сольной программы)
Скрипка, Альт, Виолончель
- гамма (3-х или 4-х октавная);
- арпеджио (трезвучия, секстаккорды, квартсекстаккорды, уменьшенный септаккорд, доминантовый септаккорд). Штрихи: деташе, мартле, пунктир, сотийе, спиккато, стаккато;
- гаммы двойными нотами (терциями, секстами, октавами);
- два этюда на различные виды техники;
- произведение крупной формы (I или II-III части классического инструментального концерта, вариации, фантазия);
- две пьесы – кантиленного и виртуозного характера.
Контрабас
- гамма (мажор или минор до 4-х знаков в пределах 2-х октав);
- арпеджио от звука (мажорное и минорное трезвучия, мажорный и минорный секстаккорды, мажорный и минорный квартсекстаккорды, малый мажорный септаккорд). Штрихи: деташе, мартле, пунктир, стаккато;
- два этюда на различные виды техники;
- произведение крупной формы (I или II-III части классического инструментального концерта, вариации, фантазия);
- две пьесы – кантиленного и виртуозного характера.
Арфа
- гамма (мажор или минор, в прямом движении, в пределах 3-х октав);
- арпеджио (малое, короткое, большое, арпеджированные аккорды);
- два этюда на различные виды техники;
- произведение крупной формы (I или II-III части классического инструментального концерта, вариации, фантазия);
- две пьесы – кантиленного и виртуозного характера.
Коллоквиум
Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу тем в рамках программы образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) и выполнения практических заданий.
Теоретическая часть.
Перечень тем для беседы:
1. Знание основных музыкальных терминов.
2. Краткие сведения о композиторах исполняемых произведений по специальности (годы жизни, страна, эпоха), история создания произведений, характеристика музыкального образа произведения.
3. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители на своем инструменте.
Практическая часть.
Чтение с листа произведения для 3 класса ДШИ.
Сольфеджио
Сольфеджио письменно. Диктант
Одноголосный фрагмент музыкального произведения (8-10 тактов). Возможные сложности: хроматические звуки, отклонения, модуляции в тональности первой степени родства; ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм, залигованные ноты, синкопы, триоли; размеры 2/4, 3/4, 4/4.
Время написания диктанта – 25-30 минут. Диктант проигрывается 10 раз после предварительной настройки (тональность определяется по тону «ля», пропевается тоническое трезвучие и последовательность ступеней). Образцы диктантов: «Музыкальные диктанты для ДМШ» (составители Ж.Металлиди, А. Перцовская), №№ 332, 349, 362.
Сольфеджио устно
- Интонационные упражнения:
- от звука вверх и вниз:
- звукоряды натурального, гармонического, мелодического мажора и минора;
- простые интервалы;
- трезвучия мажорные и минорные, секстаккорды и квартсекстаккорды мажорные и минорные, уменьшенное и увеличенное трезвучия;
- от звука вверх:
- малый мажорный септаккорд с обращениями, малый минорный септаккорд, малый уменьшённый и уменьшённый септаккорды – в основном виде;
- в тональности:
- тритоны натуральных и гармонических видов мажора и минора с разрешением, характерные интервалы (ув.2 - ум.7, ув.5 - ум.4) с разрешением;
- уменьшенные трезвучия натурального и гармонического мажора и минора с разрешением;
- увеличенное трезвучие гармонического мажора и гармонического минора с разрешением;
- главные трезвучия с обращениями (в виде гармонических оборотов из 3-4-х аккордов);
- доминантовый септаккорд с обращениями и разрешением;
- септаккорд второй ступени в основном виде (в натуральном и гармоническом мажоре и миноре) с разрешением;
- вводный септаккорд в основном виде (в натуральном и гармоническом мажоре и гармоническом миноре) с разрешением.
Интонационные упражнения выполняются от любого звука и в тональностях до 3-х знаков включительно.
- Определение на слух:
- вне лада: звукоряды мажора и минора трёх видов; простые интервалы (в гармоническом и мелодическом изложении); аккорды: четыре вида трезвучий, мажорное и минорное трезвучия с обращениями; септаккорды: малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый уменьшённый, уменьшённый - в основном виде;
- в тональности: тритоны и характерные интервалы по их разрешению; последовательности из 5-6 аккордов в тесном трёх-четырёхголосном изложении, включающие главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями, септаккорд второй ступени, вводный септаккорд в основном виде.
3. Сольфеджирование: пение с листа одноголосного фрагмента с тактированием долей или дирижированием (например: Б.Калмыков, Г.Фридкин. «Сольфеджио», Одноголосие, ч. 1, №№ 596, 603, 642).
4. Проверка знаний по музыкальной грамоте:
- буквенное обозначение звуков и тональностей;
- лады: тональные (мажор и минор трёх видов; тональности до семи ключевых знаков; параллельные и одноименные тональности; квинтовый круг тональностей; хроматическая гамма; тональности первой степени родства); модальные (пентатоника, семиступенные лады: лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский, локрийский);
- интервалы: ступеневая и тоновая величина простых интервалов; обращения интервалов; тритоны и характерные интервалы в тональности с разрешением;
- аккорды: структурные разновидности трезвучий и септаккордов: четыре вида трезвучий и их строение; обращения мажорного и минорного трезвучий и их строение; семь основных септаккордов - их названия и строение;
- аккорды в тональности: главные трезвучия с обращениями и расположение их на ступенях тональности; Д7 и его разрешение; строение обращений Д7 и их разрешения, расположение обращений Д7 на ступенях тональности; септаккорд второй ступени в основном виде (в натуральном и гармоническом мажоре и миноре) с разрешением, вводный септаккорд в основном виде (в натуральном и гармоническом мажоре и гармоническом миноре) с разрешением;
- ритм (метр, размер, ритмический рисунок); темп, основные темповые обозначения;
- музыкальный синтаксис: период, предложение, фраза, каденция, цезура.
На основании представленных выше требований будет предложен билет для устного ответа. Объем требований представлен в билете выборочно.
Абитуриент может устно подготовиться к ответу по билету в течение 3-х минут.
Примерный образец билета
- Интонационные упражнения:
- спеть от звука ми:
- гармонический минор вверх и вниз;
- м3↓, б7↑, ч4↑, м6↓;
- Б53↑, М64↓, Б6↑, ММаж.65↑;
- спеть в тональности Ми мажор:
- гармонический вид лада;
- последовательность ступеней: I – V – VIь – V – IV – I;
- тритоны в натуральном мажоре с разрешением;
- аккорды: T53 – S64 – D65 – T (разрешение).
- Определение на слух интервалов, аккордов, звукорядов (3-4 элемента), аккордовой последовательности (3-4 аккорда).
- Чтение с листа: №370 (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио, ч.1. Одноголосие).
- Проверка знаний по музыкальной грамоте – в ходе выполнения заданий билета.