Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Скачать

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности

53.02.03. Инструментальное исполнительство

по виду «Инструменты народного оркестра»

в ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского (колледж)»

 

Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство по виду «Инструменты народного оркестра» осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).

Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: техническую подготовку, качественное звукоизвлечение, сценическую выдержку, музыкально-теоретические знания, навыки чтения с листа, кругозор в вопросах исполнительства на народных инструментах.

Инструменты: баян, аккордеон, домра, балалайка, гитара.

При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • специальность (исполнение сольной программы);
  • коллоквиум;
  • сольфеджио (устно и письменно).

Специальность (исполнение сольной программы)

Баян-аккордеон:

  • полифоническое произведение или крупная форма (концерт, соната, сюита или части из них);
  • пьеса напевного характера;
  • обработка народной песни или пьеса виртуозного характера.

Домра:

  • крупная форма (концерт, соната, сюита или части из них);
  • пьеса напевного характера;
  • обработка народной мелодии или подвижная пьеса с элементами виртуозности.

Гитара:

  • пьеса с элементами полифонии;
  • оригинальное произведение зарубежного или отечественного автора;
  • обработка народной песни.

Балалайка:

  • три разнохарактерных произведения на различные виды исполнительской техники.

Также проверяется знание гамм, арпеджио в объеме знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).

Коллоквиум

Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу тем в рамках программы образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) и выполнения практических заданий.

Теоретическая часть.

Перечень тем для беседы:

1. Знание основных музыкальных терминов.

2. Краткие сведения о композиторах исполняемых произведений по специальности (годы жизни, страна, эпоха), история создания произведений, характеристика музыкального образа произведения.

3. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители на своем инструменте, ансамбли  и оркестры народных инструментов.

Практическая часть.

Чтение с листа произведения для 3 класса ДШИ.

Сольфеджио

Сольфеджио письменно. Диктант

Одноголосный фрагмент музыкального произведения или образец фольклора (8 тактов). Возможные сложности: сочетание различных видов минора, параллельная переменность, движение мелодии по звукам трезвучий, мелодические скачки; ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм, залигованные ноты; размеры 2/4, 3/4, 4/4.

Время написания диктанта – 25 - 30 минут. Диктант проигрывается 10 раз. Тональность объявляется. Даётся предварительная настройка в виде тонического трезвучия, устойчивых и неустойчивых ступеней лада, возможно пение гаммы. Примерные образцы диктантов: «Музыкальные диктанты для ДМШ» (составители Ж. Металлиди, А. Перцовская), №№131, 183, 284.

 

Сольфеджио устно

  1. Интонационные упражнения:

- от звука вверх и вниз:

  • звукоряды натурального, гармонического, мелодического мажора и минора;
  • простые интервалы (большие, малые, чистые);
  • мажорные и минорные трезвучия, секстаккорды и квартсекстаккорды;

- от звука вверх:

  • малый мажорный септаккорд с обращениями;

- в тональности:

  • ступени;
  • тритоны в натуральном и гармоническом мажоре и миноре с разрешением;
  • гармонические обороты из 3-4-х аккордов: главные трезвучия с обращениями,
  • доминантовый септаккорд с обращениями и разрешением,
  • вводный септаккорд в основном виде (в натуральном и гармоническом мажоре, в гармоническом миноре) с разрешением.

Интонационные упражнения выполняются от любого звука и в тональностях до 3-х знаков включительно.

  1. Определение на слух:

- вне лада: звукоряды мажора и минора трех видов; простые интервалы (в гармоническом и мелодическом изложении); аккорды: мажорное и минорное трезвучие с обращениями, малый мажорный септаккорд с обращениями, малый уменьшенный и уменьшенный септаккорды – в основном виде;

- в тональности: ступени; тритоны в натуральном и гармоническом мажоре и миноре с разрешением; последовательности из 4-6 аккордов в тесном трех-четырёхголосном изложении, включающие главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями, вводный септаккорд в основном виде.

    3.  Сольфеджирование: пение с листа одноголосного фрагмента с дирижированием или тактированием долей (например: Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио, Одноголосие, ч. 1, №№ 332, 341, 343).

    4. Проверка знаний по музыкальной грамоте:

  • буквенное обозначение звуков и тональностей;
  • лады:мажор трёх видов, минор трёх видов; квинтовый круг тональностей; тональности до пяти ключевых знаков; параллельные тональности, параллельно-переменный лад;
  • интервалы:ступеневая и тоновая величина простых интервалов; обращения интервалов; тритоны в тональности с разрешением;
  • аккорды: мажорное и минорное трезвучия с обращениями (названия и строение), малый мажорный септаккорд с обращениями (названия и строение), малый уменьшённый и уменьшённый септаккорды в основном виде и их строение;
  • аккорды в тональности: главные трезвучия с обращениями и расположение их на ступенях тональности; D7 с разрешением, обращения D7 и их разрешения, расположение D7 и его обращений на ступенях тональности, вводный септаккорд в основном виде (в натуральном и гармоническом мажоре, в гармоническом миноре) с разрешением;
  • ритм(метр, размер, ритмический рисунок); темп, основные темповые обозначения;
  • музыкальный синтаксис: период, предложение, фраза, каденция, цезура.

На основании представленных выше требований будет предложен билет для устного ответа. Объем требований представлен в билете выборочно.

Абитуриент может устно подготовиться к ответу по билету в течение 3-х минут.

Примерный образец билета

  1. Интонационные упражнения:

- спеть от звука ре:

  • гармонический минор вверх и вниз;
  • м3↓, б7↑, ч4↑, м6↓;
  • Б53↑, М64↓, Б6↑, ММаж.65↑;

- спеть в тональности Си-бемоль мажор:

  • последовательность ступеней: I – VII↓ – I – IV – V – I↓;
  • тритоны в натуральном мажоре с разрешением;
  • аккорды: T53 S64D65 T (разрешение).
  1. Определение на слух звукорядов, интервалов, аккордов, ступеней, аккордовых последовательностей (всего – до 12 элементов).
  2. Чтение с листа: №332 (Б.Калмыков, Г.Фридкин. Сольфеджио, ч.1. Одноголосие).
  3. Проверка знаний по музыкальной грамоте – в ходе выполнения заданий билета.
^