Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Скачать

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности

53.02.06 Хоровое дирижирование

в ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского (колледж)»

 

Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).

Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: хорошие вокальные данные, отличный слух, владение инструментом, общий и музыкальный кругозор, наличие волевых и организаторских качеств.

При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • специальность (дирижирование, фортепиано);
  • коллоквиум;
  • сольфеджио (устно и письменно).

Специальность (дирижирование, фортепиано)

Дирижирование:

  • исполнение вокального сочинения под собственный аккомпанемент на фортепиано. Это может быть песня, романс, ария, авторская песня, эстрадная, джазовая композиция и т.д. Исполняемое произведение должно быть подобрано так, чтобы продемонстрировать вокальные данные абитуриента в полном объеме, в сочетании с качественным инструментальным сопровождением;
  • исполнение «с листа» однострочного многоголосного произведения (песни) на фортепиано. Цель данного испытания – обнаружить навыки и способности работы с незнакомым нотным материалом;

Фортепиано:

  • полифоническое произведение;
  • произведение крупной формы (сонатное allegro, вариации, II и III ч. сонаты);
  • пьеса.

Программа должна быть составлена из произведений разных стилей и исключать произведения эстрадно-джазового направления.

Коллоквиум

Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу тем в рамках программы образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств).

Теоретическая часть.

Перечень тем для беседы:

  1. Знание музыкальной терминологии (темпы, характеры).
  2. Сведения о композиторе и поэте исполняемого вокального произведения по специальности (годы жизни, страна, эпоха), история создания произведения, его содержание (основная идея).
  3. Сведения об авторе исполняемого поэтического произведения (стихотворение, басня). Раскрытие содержания этого произведения.
  4. Выдающиеся отечественные и зарубежные дирижеры, хоровые коллективы, история дирижерской профессии.
  5. Специфика будущей профессии, ее особенности.
  6. История музыкального училища, связь с именем П.И. Чайковского.
  7. Вопросы, связанные с различными видами искусств: литература, театр, кино, живопись, архитектура. 

Практическая часть.

  1. Тактирование двумя руками по предложенной комиссией схеме (на три четверти или четыре четверти) воображаемого музыкального произведения в различных характерах (танец, марш, колыбельная)
  2. Чтение стихотворения, отрывка из поэмы, басни. Большое значение имеет художественное исполнение стихотворения, артистизм. Цель данного испытания – выявление отсутствия дефектов речи.

Сольфеджио

Сольфеджио письменно. Диктант

Одноголосный фрагмент музыкального произведения, образец фольклора (8-10 тактов). Возможные сложности: хроматические звуки, отклонения; ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм, залигованные длительности, синкопы, триоли; размеры 2/4, 3/4, 4/4.

Время написания диктанта – 35-40 минут. Диктант проигрывается десять раз после предварительной настройки, включающей пропевание тонического трезвучия, звукоряда тональности, ступеней.

Примерные образцы диктантов: «Музыкальные диктанты для ДМШ» (составители Ж. Металлиди, А. Перцовская), № 376; И. Русяева. «Одноголосные диктанты» №№ 346, 642.

Сольфеджио устно

  1. Интонационные упражнения:

- от звука вверх и вниз:

  • звукоряды натурального, гармонического, мелодического мажора и минора;
  • простые интервалы;
  • четыре вида трезвучий в основном виде;

- от звука вверх:

  • мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды;
  • малый мажорный септаккорд с обращениями и разрешениями;
  • малый минорный септаккорд в основном виде;
  • уменьшённый вводный септаккорд в основном виде.

- в тональности:

  • ступени;
  • главные трезвучия с обращениями;
  • тритоны натуральных и гармонических видов мажора и минора с разрешением;
  • характерные интервалы с разрешением;
  • доминантовый септаккорд с обращениями и разрешениями;
  • септаккорд второй ступени в основном виде с разрешением;
  • вводный септаккорд в основном виде с разрешением.
  1. Определение на слух:

- вне лада: звукоряды мажора и минора трёх видов, простые интервалы (в гармоническом и мелодическом изложении), четыре вида трезвучий в основном виде, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, малый мажорный септаккорд с обращениями, малый минорный септаккорд в основном виде, уменьшённый вводный септаккорд в основном виде;

- в тональности: ступени, гармонические обороты из 3-5 аккордов в тесном трёх-четырёхголосии.

  1. Сольфеджирование:
  • чтение с листа одноголосного номера с дирижированием или тактированием, например: Г. Фридкин. «Чтение с листа на уроках сольфеджио», №№ 354, 355, 364;
  • пение самостоятельно подготовленной мелодии с названием нот, транспонирование её в предлагаемую тональность (до трёх ключевых знаков).

Это может быть фрагмент романса, песни,  инструментальной темы в объёме периода, нотный текст в напечатанном виде необходимо принести с собой на экзамен.

  1. Проверка знаний по музыкальной грамоте:
  • буквенное обозначение звуков и тональностей;
  • лады: тональные (мажор и минор трёх видов, тональности до семи ключевых знаков, параллельные и одноименные тональности, квинтовый круг тональностей, правописание хроматической гаммы), модальные (пентатоника, семиступенные лады);
  • интервалы: ступеневая и тоновая величина простых интервалов, мелодическое и гармоническое изложение интервала, консонансы и диссонансы, обращения интервалов, тритоны и характерные интервалы в тональности с разрешением;
  • аккорды: структурные разновидности трезвучий и септаккордов, четыре вида трезвучий и их строение, обращения мажорного и минорного трезвучий и их строение, семь основных септаккордов - их названия и строение;
  • аккорды в тональности: главные трезвучия с обращениями и расположение их на ступенях тональности, Д7 и его разрешение, строение обращений Д7 и их разрешения, расположение обращений Д7 на ступенях тональности, септаккорд второй ступени в основном виде с разрешением, уменьшенный вводный септаккорд в основном виде с разрешением;
  • ритм (метр, размер, ритмический рисунок), темп, основные темповые обозначения;
  • музыкальный синтаксис: период, предложение, фраза, каденция, цезура.

На основании представленных выше требований будет предложен билет для устного ответа.

Объем требований в билете будет представлен выборочно.

Абитуриент может подготовиться к ответу в течение 3-х минут.

Примерный образец билета

1. Интонационные упражнения:

  • спеть от звука Ми:
  • мелодический минор вверх и вниз;
  • б6 вверх, м2 вниз;
  • Б53 вниз, Ум53 вверх, М64 вверх;
  • МБ43 с разрешением в мажор;
  • ММ7 вверх;
  • спеть в тональности F-dur:
  • заданные ступени (5-7 элементов);
  • субдоминантовое трезвучие с обращениями;
  • характерные интервалы с разрешениями;
  • D2 с разрешением;
  • Ум7 с разрешением через D7 в Т.

2. Определение на слух:

  • вне лада: звукоряд, простой интервал, трезвучие в основном виде, мажорный или минорный секстаккорд или квартсекстаккорд, септаккорд;
  • в тональности: ступени (5-7 элементов), гармонический оборот из 3-5 аккордов в тесном трёх-четырёхголосии.

3. Сольфеджирование самостоятельно подготовленной мелодии с названием нот,    транспонирование её в предлагаемую тональность (до трёх ключевых знаков). Самостоятельно настроиться в тональности. Дирижировать или тактировать при пении.

      Чтение с листа одноголосного номера. Г. Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио» № 355. Самостоятельно настроиться в тональности. Дирижировать или тактировать при пении.

4.  Проверка знаний по музыкальной грамоте - вопросы предлагаются в ходе ответа и связаны с заданиями в билете.

^