Скачать

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности

53.02.06. Хоровое дирижирование

в ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского (колледж)»

 

Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.06. Хоровое дирижирование осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).

Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: хорошие вокальные данные, отличный слух, владение инструментом, общий и музыкальный кругозор, наличие волевых и организаторских качеств.

При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • специальность (дирижирование, фортепиано);
  • коллоквиум;
  • сольфеджио (устно и письменно).

Уровень требований вступительных испытаний творческой направленности.

Специальность (дирижирование, фортепиано)

Дирижирование:

  • исполнение вокального сочинения под собственный аккомпанемент на фортепиано. Это может быть песня, романс, ария, авторская песня, эстрадная, джазовая композиция и т.д. Исполняемое произведение должно быть подобрано так, чтобы продемонстрировать вокальные данные абитуриента в полном объеме, в сочетании с качественным инструментальным сопровождением;
  • исполнение «с листа» однострочного многоголосного произведения (песни) на фортепиано. Цель данного испытания – обнаружить навыки и способности работы с незнакомым нотным материалом;
  • тактирование двумя руками по предложенной комиссией схеме (на три четверти или четыре четверти) воображаемого музыкального произведения в различных характерах (танец, марш, колыбельная);
  • чтение стихотворения, отрывка из поэмы, басни. Большое значение имеет художественное исполнение стихотворения, артистизм. Цель данного испытания – выявление отсутствия дефектов речи.

Фортепиано:

Абитуриент должен исполнить:

  1. полифоническое произведение;
  2. произведение крупной формы (сонатное allegro, вариации, II и III ч. сонаты);
  3. пьесу.

Программа должна быть составлена из произведений разных стилей и исключать произведения эстрадно-джазового направления.

Коллоквиум

Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу тем в рамках программы образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств).

Перечень тем для беседы:

1. Знание музыкальной терминологии (темпы, характеры)

2. Сведения о композиторе и поэте исполняемого вокального произведения по специальности (годы жизни, страна, эпоха), история создания произведения, его содержание (основная идея).

3. Сведения об авторе исполняемого поэтического произведения (стихотворение, басня). Раскрытие содержания этого произведения.

4. Выдающиеся отечественные и зарубежные дирижеры, хоровые коллективы, история дирижерской профессии.

5. Специфика будущей профессии, ее особенности.

6. История музыкального училища, связь с именем П.И. Чайковского.

7. Вопросы, связанные с различными видами искусств: литература, театр, кино, живопись, архитектура.

 

Сольфеджио

Сольфеджио письменно. Диктант.

Одноголосный фрагмент музыкального произведения, образец фольклора (8-10 тактов). Возможные сложности: хроматические звуки, отклонения; ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм, залигованные длительности, синкопы, триоли; размеры 2/4, 3/4, 4/4. Время написания диктанта – 25-30 минут. Диктант проигрывается десять раз после предварительной настройки, включающей пропевание тонического трезвучия, звукоряда тональности, последовательности ступеней. Образцы диктантов: «Музыкальные диктанты для ДМШ» (составители Ж. Металлиди, А. Перцовская), № 376; И. Русяева. «Одноголосные диктанты» №№ 346, 642.

Сольфеджио устно.

Сольфеджирование:

  • пение с листа одноголосного фрагмента (с дирижированием), например: Г. Фридкин. «Чтение с листа на уроках сольфеджио», №№ 354, 355, 364;
  • пение самостоятельно подготовленной мелодии с названием нот, транспонирование её в несколько предлагаемых тональностей (до трёх ключевых знаков), например фрагмент романса, песни, инструментальной темы в объёме периода.

Интонационные упражнения:

  • от звука: вверх и вниз звукоряды натурального, гармонического, мелодического мажора и минора; простые интервалы; трезвучия (мажорное и минорное с обращениями, уменьшённое и увеличенное в основном виде); вверх септаккорды (малый мажорный септаккорд с обращениями, малый минорный септаккорд, малый уменьшённый и уменьшённый септаккорды – в основном виде);
  • в тональности: диатонические ступени, диатонические и характерные интервалы с разрешением, главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями и разрешением, септаккорд второй ступени  и вводный септаккорд в основном виде с разрешением.

Определение на слух:

  • вне лада: звукоряды мажора и минора трёх видов; простые интервалы; аккорды  (четыре вида трезвучий, мажорное и минорное трезвучия с обращениями, септаккорды: малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый уменьшённый, уменьшённый – в основном виде);
  • в тональности: ступени, интервалы (в т.ч. в последовательностях); отдельные аккорды и гармонические обороты из 3-5 аккордов в тесном трёх-, четырёхголосии.

Проверка знаний по музыкальной грамоте:

  • буквенное обозначение звуков и тональностей;
  • понятие о ладе: тональные лады (мажор и минор), модальные лады (пентатоника, семиступенные лады: лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский, локрийский);
  • понятие о тональности: тональности до семи ключевых знаков; квинтовый круг; параллельные и одноимённые тональности, тональности первой степени родства; правописание хроматической гаммы; отклонения; модуляции;
  • понятие интервала: простые интервалы от звука (ступеневая и тоновая величина); обращение интервалов; диатонические и характерные интервалы с разрешением - в тональности; мелодическое и гармоническое изложение интервала; консонансы и диссонансы;
  • понятие аккорда: четыре вида трезвучий, мажорное и минорное трезвучия с обращениями; семь септаккордов - от звука; главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями и разрешением, септаккорд второй ступени и вводный септаккорд в основном виде с разрешением в тонику – в тональности;
  • ритм (метр, размер, ритмический рисунок): темп, основные темповые обозначения;
  • музыкальный синтаксис: период, предложение, фраза, каденция, цезура.