Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности
53.02.06 Хоровое дирижирование
в ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского (колледж)»
Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.06 Хоровое дирижирование осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).
Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: хорошие вокальные данные, отличный слух, владение инструментом, общий и музыкальный кругозор, наличие волевых и организаторских качеств.
При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:
- специальность (дирижирование, фортепиано);
- коллоквиум;
- сольфеджио (устно и письменно).
Специальность (дирижирование, фортепиано)
Дирижирование:
- исполнение вокального сочинения под собственный аккомпанемент на фортепиано. Это может быть песня, романс, ария, авторская песня, эстрадная, джазовая композиция и т.д. Исполняемое произведение должно быть подобрано так, чтобы продемонстрировать вокальные данные абитуриента в полном объеме, в сочетании с качественным инструментальным сопровождением;
- исполнение «с листа» однострочного многоголосного произведения (песни) на фортепиано. Цель данного испытания – обнаружить навыки и способности работы с незнакомым нотным материалом;
Фортепиано:
- полифоническое произведение;
- произведение крупной формы (сонатное allegro, вариации, II и III ч. сонаты);
- пьеса.
Программа должна быть составлена из произведений разных стилей и исключать произведения эстрадно-джазового направления.
Коллоквиум
Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу тем в рамках программы образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств).
Теоретическая часть.
Перечень тем для беседы:
- Знание музыкальной терминологии (темпы, характеры).
- Сведения о композиторе и поэте исполняемого вокального произведения по специальности (годы жизни, страна, эпоха), история создания произведения, его содержание (основная идея).
- Сведения об авторе исполняемого поэтического произведения (стихотворение, басня). Раскрытие содержания этого произведения.
- Выдающиеся отечественные и зарубежные дирижеры, хоровые коллективы, история дирижерской профессии.
- Специфика будущей профессии, ее особенности.
- История музыкального училища, связь с именем П.И. Чайковского.
- Вопросы, связанные с различными видами искусств: литература, театр, кино, живопись, архитектура.
Практическая часть.
- Тактирование двумя руками по предложенной комиссией схеме (на три четверти или четыре четверти) воображаемого музыкального произведения в различных характерах (танец, марш, колыбельная)
- Чтение стихотворения, отрывка из поэмы, басни. Большое значение имеет художественное исполнение стихотворения, артистизм. Цель данного испытания – выявление отсутствия дефектов речи.
Сольфеджио
Сольфеджио письменно. Диктант
Одноголосный фрагмент музыкального произведения, образец фольклора (8-10 тактов). Возможные сложности: хроматические звуки, отклонения; ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм, залигованные длительности, синкопы, триоли; размеры 2/4, 3/4, 4/4.
Время написания диктанта – 35-40 минут. Диктант проигрывается десять раз после предварительной настройки, включающей пропевание тонического трезвучия, звукоряда тональности, ступеней.
Примерные образцы диктантов: «Музыкальные диктанты для ДМШ» (составители Ж. Металлиди, А. Перцовская), № 376; И. Русяева. «Одноголосные диктанты» №№ 346, 642.
Сольфеджио устно
- Интонационные упражнения:
- от звука вверх и вниз:
- звукоряды натурального, гармонического, мелодического мажора и минора;
- простые интервалы;
- четыре вида трезвучий в основном виде;
- от звука вверх:
- мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды;
- малый мажорный септаккорд с обращениями и разрешениями;
- малый минорный септаккорд в основном виде;
- уменьшённый вводный септаккорд в основном виде.
- в тональности:
- ступени;
- главные трезвучия с обращениями;
- тритоны натуральных и гармонических видов мажора и минора с разрешением;
- характерные интервалы с разрешением;
- доминантовый септаккорд с обращениями и разрешениями;
- септаккорд второй ступени в основном виде с разрешением;
- вводный септаккорд в основном виде с разрешением.
- Определение на слух:
- вне лада: звукоряды мажора и минора трёх видов, простые интервалы (в гармоническом и мелодическом изложении), четыре вида трезвучий в основном виде, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды, малый мажорный септаккорд с обращениями, малый минорный септаккорд в основном виде, уменьшённый вводный септаккорд в основном виде;
- в тональности: ступени, гармонические обороты из 3-5 аккордов в тесном трёх-четырёхголосии.
- Сольфеджирование:
- чтение с листа одноголосного номера с дирижированием или тактированием, например: Г. Фридкин. «Чтение с листа на уроках сольфеджио», №№ 354, 355, 364;
- пение самостоятельно подготовленной мелодии с названием нот, транспонирование её в предлагаемую тональность (до трёх ключевых знаков).
Это может быть фрагмент романса, песни, инструментальной темы в объёме периода, нотный текст в напечатанном виде необходимо принести с собой на экзамен.
- Проверка знаний по музыкальной грамоте:
- буквенное обозначение звуков и тональностей;
- лады: тональные (мажор и минор трёх видов, тональности до семи ключевых знаков, параллельные и одноименные тональности, квинтовый круг тональностей, правописание хроматической гаммы), модальные (пентатоника, семиступенные лады);
- интервалы: ступеневая и тоновая величина простых интервалов, мелодическое и гармоническое изложение интервала, консонансы и диссонансы, обращения интервалов, тритоны и характерные интервалы в тональности с разрешением;
- аккорды: структурные разновидности трезвучий и септаккордов, четыре вида трезвучий и их строение, обращения мажорного и минорного трезвучий и их строение, семь основных септаккордов - их названия и строение;
- аккорды в тональности: главные трезвучия с обращениями и расположение их на ступенях тональности, Д7 и его разрешение, строение обращений Д7 и их разрешения, расположение обращений Д7 на ступенях тональности, септаккорд второй ступени в основном виде с разрешением, уменьшенный вводный септаккорд в основном виде с разрешением;
- ритм (метр, размер, ритмический рисунок), темп, основные темповые обозначения;
- музыкальный синтаксис: период, предложение, фраза, каденция, цезура.
На основании представленных выше требований будет предложен билет для устного ответа.
Объем требований в билете будет представлен выборочно.
Абитуриент может подготовиться к ответу в течение 3-х минут.
Примерный образец билета
1. Интонационные упражнения:
- спеть от звука Ми:
- мелодический минор вверх и вниз;
- б6 вверх, м2 вниз;
- Б53 вниз, Ум53 вверх, М64 вверх;
- МБ43 с разрешением в мажор;
- ММ7 вверх;
- спеть в тональности F-dur:
- заданные ступени (5-7 элементов);
- субдоминантовое трезвучие с обращениями;
- характерные интервалы с разрешениями;
- D2 с разрешением;
- Ум7 с разрешением через D7 в Т.
2. Определение на слух:
- вне лада: звукоряд, простой интервал, трезвучие в основном виде, мажорный или минорный секстаккорд или квартсекстаккорд, септаккорд;
- в тональности: ступени (5-7 элементов), гармонический оборот из 3-5 аккордов в тесном трёх-четырёхголосии.
3. Сольфеджирование самостоятельно подготовленной мелодии с названием нот, транспонирование её в предлагаемую тональность (до трёх ключевых знаков). Самостоятельно настроиться в тональности. Дирижировать или тактировать при пении.
Чтение с листа одноголосного номера. Г. Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио» № 355. Самостоятельно настроиться в тональности. Дирижировать или тактировать при пении.
4. Проверка знаний по музыкальной грамоте - вопросы предлагаются в ходе ответа и связаны с заданиями в билете.