Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности
53.02.04 «Вокальное искусство»
в ГБПОУ СО
«Свердловское музыкальное училище
им. П.И. Чайковского (колледж)»
Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.04 «Вокальное искусство» осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).
Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: вокальные данные – наличие голоса, красивого тембра, достаточного диапазона, четкой дикции, чистую интонацию, эмоциональность, музыкальность.
При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:
- специальность (исполнение сольной программы)
- коллоквиум
- сольфеджио (устно и письменно)
Специальность (исполнение сольной программы):
- два разнохарактерных произведения: несложное классическое произведение (ария, романс) и народная песня. Продолжительность программы не более 10 минут.
Для исполнения программы с концертмейстером, работающим в экзаменационной комиссии, необходимо иметь при себе ноты.
Коллоквиум
Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу тем в рамках программ образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) и выполнения практических заданий.
Теоретическая часть.
Перечень тем для беседы:
- Знание основных музыкальных терминов.
- Краткие сведения о композиторах исполняемых произведений по специальности (годы жизни, страна, эпоха), история создания произведений, их содержание (основная идея).
- Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители – оперные певцы; ведущие оперные театры мира; певческие голоса; основной репертуар для своего типа голоса.
Практическая часть.
Чтение стихотворения или басни, отрывка прозаического текста любого автора.
Сольфеджио
Сольфеджио письменно. Диктант
Одноголосная мелодия в форме периода (8 тактов). Возможные сложности: тональности до 3-х знаков, мажор натуральный, минор натуральный и гармонический; поступенное движение в мелодии и скачки на любые диатонические ступени, движение по звукам аккордов; длительности - половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые и соответствующие им паузы, ритмогруппа - пунктирный ритм (длинный и короткий), размеры - 2/4, 3/4, 4/4, затакт в виде одной или двух восьмых, одной четверти.
Диктант проигрывается 10 раз в течение 25 - 30 минут. Перед диктантом дается тональная настройка, включающая пропевание тонического трезвучия, звукоряда тональности. Например: Г. Фридкин. «Музыкальные диктанты» - М.,1981г. №№ 216, 246, 247, 249.
Сольфеджио устно
- Интонационные упражнения:
- от звука:
- звукоряды натурального мажора и трёх видов минора вверх и вниз;
- все простые интервалы - большие, малые, чистые вверх и вниз;
- аккорды - мажорное и минорное трезвучия вверх и вниз, мажорные и минорные секстаккорды и квартсекстаккорды только вверх;
- малый мажорный септаккорд вверх.
- в тональности:
- неустойчивые ступени с разрешением;
- тритоны натурального мажора и гармонического минора с разрешением, характерные интервалы гармонического минора - ув.2 и ум.7 с разрешением;
- главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд и его обращения с разрешением.
- Определение на слух:
- звукоряды мажора натурального, минора трёх видов; простые интервалы, в том числе и тритоны;
- интервалы в тональности - тритоны натурального мажора и гармонического минора с разрешением, характерные интервалы гармонического минора - ув.2 и ум.7 с разрешением;
- аккорды - мажорное и минорное трезвучия и их обращения, малый мажорный септаккорд;
- аккорды в тональности - тоническое трезвучие и его обращения, последование главных трезвучий - Т-S-Д-Т, доминантовый септаккорд и его обращения с разрешением.
- Сольфеджирование: пение с листа одноголосной мелодии с дирижированием или тактированием долей. Например: Г.Фридкин. «Чтение с листа на уроках сольфеджио» №№ 123, 185, 231, 235. Перед пением с листа необходимо спеть настройку в виде тонического трезвучия. Возможные сложности те же, что и в диктанте. Также добавляются: ритмогруппа из четырех шестнадцатых, пунктир - восьмая с точкой и шестнадцатая.
- Проверка знаний по музыкальной грамоте:
- лады: мажор натуральный, минор трёх видов; квинтовый ряд тональностей до пяти ключевых знаков; параллельные тональности;
- интервалы: ступеневая и тоновая величина простых интервалов; обращения интервалов;
- аккорды: строение мажорного и минорного трезвучий и их обращений; строение малого мажорного септаккорда;
- аккорды в тональности: малый мажорный септаккорд на V ступени - доминантовый септаккорд, его разрешение; строение обращений Д7 и их разрешения, расположение обращений Д7 на ступенях тональности; главные трезвучия с обращениями - расположение их на ступенях тональности;
- метр, размер, ритм: определение понятий. Обозначение длительностей, пауз; темп (по 2-3 итальянских термина для обозначения быстрого, умеренного и медленного темпов);
- нотная запись в скрипичном и басовом ключах;
- буквенные обозначения звуков и тональностей;
- музыкальный синтаксис: период, предложение, фраза, каденции.
На основании представленных выше требований будет предложен билет для устного ответа. Объем требований представлен в билете выборочно.
Абитуриент может устно подготовиться к ответу по билету в течение 3-х минут
Примерный образец билета
1. Интонационные упражнения:
- спеть от звука до вверх:
- м3, б7, ч4, м6;
- Б53, М64, Б6, ММаж.7;
- спеть в тональности Фа мажор:
- натуральный вид лада;
- последовательность ступеней: I – III – IV – V – I;
- аккорды: T53 – S64 – T53.
2. Определение на слух интервалов, аккордов, звукорядов (3-4 элемента), аккордовой последовательности (3 аккорда).
3. Чтение с листа: №289 (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио, ч.1. Одноголосие).
4. Проверка знаний по музыкальной грамоте – в ходе выполнения заданий билета.