Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности
53.02.02 Музыкальное искусство эстрады
по виду «Эстрадное пение»
в ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище
им. П.И. Чайковского (колледж)»
Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады по виду «Эстрадное пение» осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).
Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: хорошую техническую подготовку, качественное звукоизвлечение, знания из истории эстрадно-джазового исполнительства. Особое значение придается художественной выразительности исполняемых произведений, что дает возможность определить уровень музыкально-исполнительского развития абитуриента.
При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:
- специальность (исполнение сольной программы);
- коллоквиум;
- сольфеджио (устно и письменно).
Уровень требований вступительных испытаний творческой направленности.
Специальность (исполнение сольной программы):
- два разнохарактерных разножанровых произведения. Одно из произведений исполняется на русском языке, другое – на языке народов мира. Это может быть: современная песня, народная песня, баллада, композиция, джазовый стандарт, блюзовый стандарт, вокальное переложение инструментального произведения любого жанра. Возможно исполнение собственных сочинений. Перевод текстов песен, исполняемых на иностранном языке, обязателен. Приветствуется демонстрация своего амплуа, актерское прочтение представляемого произведения.
Аккомпанемент – фонограмма (минус 1), концертмейстер; возможно исполнение без сопровождения.
Форма одежды – концертный костюм.
Коллоквиум.
Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу тем в рамках программы образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) и выполнения практических заданий.
Теоретическая часть.
Перечень тем для беседы:
1. Знание основных музыкальных терминов.
2. Краткие сведения о композиторах исполняемых произведений по специальности (годы жизни, страна, эпоха), история создания произведений, характеристика музыкального образа произведения.
3. Выдающиеся отечественные и зарубежные джазовые и эстрадные певцы, коллективы.
Практическая часть.
1. Чтение стихотворения, басни, фрагмента поэмы.
2. По выбору комиссии:
- игра на фортепиано аккомпанемента к любой эстрадной или джазовой песне (фрагменту) на выбор абитуриента или пение импровизации на блюзовый квадрат под собственный аккомпанемент:
||F7|Bb7|F7|F7|
|Bb7|Bb7|F7|F7|
|Gm7|C7|F7|F7||
Рекомендуемая литература:
- Баташев А. Советский джаз: ист. Очерк / А. Баташев; под ред. и с предисл. А.В. Медведева – М.: Музыка, 1972.
- Барбан Е. Джазовые портреты / Ефим Барбан – СПб: Композитор, 2006.
- Бернстайн Л. Музыка всем/ Л. Бернстайн; пер. с англ. В.Н. Чемберджи. – М.: Сов. Композитор, 1978.
- Степурко О. М. Блюз - Джаз - Рок / О. М. Степурко. – М.: Камертон, 1994.
- Панасье Ю. История подлинного джаза / Ю. Панасье; пер. с фр. Л.А. Никольской Л.: Музыка, 1978.
- Фейертаг В.Б. Джаз. Энциклопедический справочник – СПб: изд. Торговый Дом «Скифия», 2008.
- Фейертаг В.Б. Джаз в России. Краткий энциклопедический справочник – СПб: изд. Торговый Дом «Скифия», 2009.
- Rock and Pop энциклопедия, Крэмптон Л., изд. Росмэн, 2004.
Сольфеджио
Сольфеджио письменно. Диктант.
В музыкальном материале для диктанта используются песенные эстрадные мелодии. Время написания: 25 минут +5 минут на окончательную проверку, доработку и завершение. Количество проигрываний: 3 подряд (для ознакомления) + 7 раз через временнЫе промежутки. Настройка в тональности по тоническому трезвучию. Тональности до 4-х знаков включительно.
Форма диктанта: 1-голосный период (8 тактов, квадратный, повторного/неповторного строения, однотональный, замкнутый/незамкнутый).
Лад: три вида мажора и минора.
Метро-ритм: размеры 3/4, 4/4, различные виды синкоп (внутритактовые, междутактовые), триоли, пунктирный ритм, группы с шестнадцатыми, паузы, затакт.
Мелодические обороты: движение по аккордовым звукам, скачки, проходящие и вспомогательные хроматизмы, увеличенные и уменьшённые интервалы в натуральном и гармоническом ладах.
Пример диктанта:
Сольфеджио устно
1. Интонирование
- в тональности:
- гаммы: 3 вида мажора, 3 вида минора, мажорная пентатоника, минорная пентатоника;
увеличенные и уменьшенные интервалы в натуральном и гармоническом мажоре и миноре (ув.4, ум. 5, ув.2, ум.7);
- D7 с обращениями и разрешениями в мажорных и минорных тональностях;
- II7 (г.), VII7 (г.) в основном виде с прямым разрешением в тонику и через D7;
- гармонические обороты из 3-4 аккордов (примеры: Т64 - D53 – D2 - Т6; t6 – s53 - t6; Т53 - S64 – D65 - Т53);
- воспроизведение прозвучавшей мелодической фразы на слог и с названием нот.
- от звука:
- простые интервалы от звука вверх и вниз;
- Б53, М53 c обращениями от звука вверх и вниз;
- ММ7 с обращениями от звука вверх и разрешениями в мажор и минор (ММ7 = D7)
2. Определение на слух 3 вида мажора, 3 вида минора, мажорная пентатоника, минорная пентатоника (гаммы), простые интервалы, 4 вида трезвучий, Б53, М53 с обращениями,
ММ7 с обращениями, 3-хголосные аккордовые последовательности из 3-4 аккордов (примеры: Т64 - D53 – D2 - Т6; t6 – s53 - t6; Т53 - S64 – D65 - Т53).
3.Чтение с листа уровень трудности - № 278 – 288, 298, 299, 308,331, 334, 335 из сб.: Б.Калмыков, Г.Фридкин. Сольфеджио. Часть I, одноголосие.
В ходе вступительных испытаний абитуриенту предлагается выбор (в рандомном порядке) одного из 10 экзаменационных билетов, которые содержат задания, соответствующие различным разделам вышеуказанных требований.
Примерный образец билета
1. Интонационные упражнения:
спеть от fis:
- мелодический минор ( вверх и вниз);
- ч.5 вверх, м.3 вниз, м.7 вверх, б.6 вверх;
- ММ43 вверх, Б46вниз.
Спеть в ре миноре все характерные интервалы с разрешениями.
2. Определить на слух интервалы и аккорды от звука и в тональности.
3. Сольфеджирование:
- спеть с листа предложенный фрагмент.
4. Музыкальная грамота.
Компетенция тестируется во время выполнения вышеуказанных заданий билета.