Госуслуги
Проблемы со сдачей экзаменов, поступлением или получением документов?

Скачать

 

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности

53.02.02 Музыкальное искусство эстрады

по виду «Эстрадное пение»

в ГБПОУ СО «Свердловское музыкальное училище

им. П.И. Чайковского (колледж)»

 

Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.02 Музыкальное искусство эстрады по виду «Эстрадное пение» осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).

Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: хорошую техническую подготовку, качественное звукоизвлечение, знания из истории эстрадно-джазового исполнительства. Особое значение придается художественной выразительности исполняемых произведений, что дает возможность определить уровень музыкально-исполнительского развития абитуриента.

При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • специальность (исполнение сольной программы);
  • коллоквиум;
  • сольфеджио (устно и письменно).

Специальность (исполнение сольной программы)

  • два разнохарактерных разножанровых произведения. Одно из произведений исполняется на русском языке, другое – на языке народов мира. Это может быть: современная песня, народная песня, баллада, композиция, джазовый стандарт, блюзовый стандарт, вокальное переложение инструментального произведения любого жанра. Возможно исполнение собственных сочинений. Перевод текстов песен, исполняемых на иностранном языке, обязателен. Приветствуется демонстрация своего амплуа, актерское прочтение представляемого произведения.

Аккомпанемент – фонограмма (минус 1), концертмейстер; возможно исполнение без сопровождения.

Форма одежды – концертный костюм.

Коллоквиум

Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу тем в рамках программы образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств) и выполнения практических заданий.

Теоретическая часть.

Перечень тем для беседы:

  1. Краткие сведения о композиторах исполняемых произведений по специальности (годы жизни, страна, эпоха), история создания произведений, характеристика музыкального образа произведения.
  2. Выдающиеся отечественные и зарубежные джазовые исполнители (на своем инструменте), солисты и коллективы.
  3. Знание основных музыкальных терминов.

Практическая часть.

1. Чтение стихотворения, басни, фрагмента поэмы.

2. По выбору комиссии: игра на фортепиано аккомпанемента к любой эстрадной или джазовой песне (фрагменту) на выбор абитуриента или пение импровизации на блюзовый квадрат в фа мажоре  под собственный аккомпанемент:

||F7|Bb7|F7|F7|

|Bb7|Bb7|F7|F7|

|Gm7|C7|F7|F7||

Рекомендуемая литература:

  1. Баташев А. Советский джаз: ист. Очерк / А. Баташев; под ред. и с предисл. А.В. Медведева – М.: Музыка, 1972.
  2. Барбан Е. Джазовые портреты / Ефим Барбан – СПб: Композитор, 2006.
  3. Бернстайн Л. Музыка всем/ Л. Бернстайн; пер. с англ. В.Н. Чемберджи. – М.: Сов. Композитор, 197
  4. Д.Коллиер. Становление джаза. М, 1984
  5. Королев, О. Краткий энциклопедический словарь джаза, рок- и поп-музыки. Термины и понятия. –      М: Музыка, 2002.
  6. Степурко О. М. Блюз - Джаз - Рок / О. М. Степурко. – М.: Камертон, 1994.
  7. Панасье Ю. История подлинного джаза / Ю. Панасье; пер. с фр. Л.А. Никольской Л.: Музыка, 1978.
  8. Фейертаг В.Б. Джаз. Энциклопедический справочник – СПб: изд. Торговый Дом «Скифия», 2008.
  9. Фейертаг В.Б. Джаз в России. Краткий энциклопедический справочник – СПб: изд. Торговый Дом «Скифия», 2009.
  10. Rock and  Pop энциклопедия, Крэмптон Л., изд. Росмэн, 2004

Сольфеджио

Сольфеджио письменно. Диктант

Одноголосный фрагмент музыкального произведения (8-12 тактов). Возможные сложности: три вида мажора и минора (натуральный, гармонический, мелодический), хроматические звуки; движение по звукам аккордов, скачки; паузы, ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм, залигованные ноты, синкопы (внутритактовые, междутактовые), триоли; размеры 2/4, 3/4, 4/4.

В качестве музыкального материала диктанта возможно использование песенных и инструментальных эстрадных мелодий.

Время написания диктанта – 25–30 минут. Диктант проигрывается 10 раз (3 подряд, затем 7 раз через примерно равные промежутки времени). Тональность определяется по тону «ля». Предварительная настройка – по тоническому трезвучию. Перед началом диктанта возможно пропевание гаммы, устойчивых и неустойчивых ступеней лада. Примерные образцы диктантов: Ж. Металлиди, А. Перцовская. «Музыкальные диктанты для ДМШ», №№ 206, 276, 294.

Сольфеджио устно

1. Интонационные упражнения:

- от звука вверх и вниз:

  • звукоряды натурального, гармонического, мелодического мажора и минора;
  • простые интервалы;
  • мажорные и минорные трезвучия c обращениями.

- от звука вверх:

  • малый мажорный септаккордс обращениями, малый минорный септаккорд в основном виде.

- в тональности:

  • звукоряды трех видов мажора и минора;
  • ступени;
  • тритоны натурального и гармонического мажора и минора с разрешением;
  • главные трезвучия с обращениями (в виде гармонических оборотов из 3-5 аккордов);
  • доминантовый септаккорд с обращениями и разрешением;
  • вводный септаккорд в основном виде (в натуральном и гармоническом мажоре и гармоническом миноре) с разрешением.

Интонационные упражнения выполняются от любого звука и в тональностях до 3-х знаков включительно.

2. Определение на слух: 

  • вне лада: звукоряды мажора и минора трёх видов; простые интервалы (в гармоническом и мелодическом изложении); аккорды: мажорное и минорное трезвучия с обращениями; септаккорды: малый мажорный с обращениями, малый минорный, уменьшённый - в основном виде;
  • в тональности: ступени; тритоны по их разрешению; последовательности из 3-5 аккордов в тесном трёх-четырёхголосном изложении, включающие главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями, вводный септаккорд в основном виде.

3. Сольфеджирование: пение с листа одноголосной мелодии с тактированием долей или дирижированием (например: Б.Калмыков, Г.Фридкин. «Сольфеджио». Одноголосие, ч.1, №№ 596, 603).  

4. Проверка знаний по музыкальной грамоте:

  • буквенное обозначение звуков и тональностей (классическое или эстрадно-джазовое);
  • лады: мажор и минор трёх видов (натуральный, гармонический, мелодический); тональности до трех ключевых знаков; параллельные и одноименные тональности; квинтовый круг тональностей;
  • интервалы: ступеневая и тоновая величина простых интервалов; обращения интервалов; тритоны в тональности с разрешением;
  • аккорды вне лада: строение мажорного и минорного трезвучия; обращения мажорного и минорного трезвучий и их строение; малый мажорный, малый минорный, уменьшенный септаккорды и их строение, обращения малого мажорного септаккорда и их строение;
  • аккорды в тональности: главные трезвучия с обращениями и расположение их на ступенях тональности; доминантсептаккорд и его разрешение, обращения доминантсептаккорда и их разрешение, расположение обращений доминантсептаккорда на ступенях тональности; вводный септаккорд в основном виде (в натуральном и гармоническом мажоре и гармоническом миноре) с разрешением;
  • ритм (метр, размер, ритмический рисунок); темп, основные темповые обозначения;
  • музыкальный синтаксис: период, предложение, фраза, мотив, каденция, цезура.

На основании представленных выше требований будет предложен билет для устного ответа. Объем требований представлен в билете выборочно.

Абитуриент может устно подготовиться к ответу по билету в течение 3-х минут.

Примерный образец билета

1. Интонационные упражнения:

- спеть от звука ре:

  • гармонический минор вверх и вниз;
  • м3↓, б7↑, ч4↑;
  • Б53↑, М64↓, ММаж.65↑;

- спеть в тональности Си-бемоль мажор:

  • гармонический мажор;
  • последовательность ступеней: I – VII↓ – I – IV – V – I;
  • тритоны в натуральном мажоре с разрешением;
  • аккорды: T53 – S64 – D65 – T (разрешение).

2. Определение на слух интервалов, аккордов, звукорядов (3-4 элемента), аккордовой последовательности из 3-5 аккордов.

3. Чтение с листа: №371 (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио, ч.1. Одноголосие).

4. Проверка знаний по музыкальной грамоте – в ходе выполнения заданий билета.

^