konzert 1

В последний мартовский вечер Свердловское музыкальное училище им. П.И. Чайковского радушно отворило двери для всех, кто мечтал услышать симфонический оркестр. «Долгожданный концерт» — первый за весь непростой ушедший год, — стал настоящим праздником.

Программа вступила в особый резонанс с общим настроением, и о начале концерта заявили сияющие звуки торжественной «Арлезианки» Ж. Бизе, первой сюиты из музыки к драме А. Доде. 

Под чутким руководством дирижера Ивана Моисеева публика стала свидетелем того, как солнечный колорит южного Прованса, то в ясном, радостном, то в тонко-лирическом звучании, плавно, сквозь интермедийное — по своему месту в программе, но не по значению, — Moderato из Серенады для струнных А. Дворжака, перетекает в «Метель» Г.В. Свиридова с ее родными интонациями. Любимые публикой музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина нашли горячий отклик у слушателей. Что, как не стремительная «Тройка», способно унести нас от бурного, богатого на события года к ностальгическому волнению о давно ушедшей эпохе.  

Добродушная атмосфера и радость долгожданной встречи позволила простить незначительные огрехи в неопытном, но эмоциональном, отчасти непредсказуемом студенческом исполнении. Живое общение с музыкой, рождающейся здесь и сейчас, совершенно естественно включает в себя соприкосновение с некоторой «шероховатостью» игры, с волнением, не всегда стройным звучанием, спонтанными ускорениями, а иногда и отставаниями исполнителей. Однако чувственное звучание нежных моментов не ускользнуло от благодушной публики. Отдельной похвалы заслуживает тонко льющееся соло первой скрипки (Анна Расина).

Весь вечер особое внимание привлекала статная фигура дебютировавшего в своей alma mater молодого дирижера – Ивана Моисеева, в чьей энергетике, пластике и чёткости убедительного жеста был виден приятный глазу и слуху профессионализм.

Долгожданная встреча, состоявшаяся в зале Маклецкого, - с музыкой, симфоническим оркестром, любимыми произведениями, несомненно, оставила яркие впечатления как у публики, так и исполнителей, и вселила надежду возвращение к привычной концертной жизни, к тем отложенным музыкальным проектам.

Мария Милованова. 3 курс «Теория музыки»

Концертный сезон нового 2021 года стартовал в училище им. Чайковского 31 марта. «Долгожданный концерт симфонического оркестра» - такое название получил этот вечер - привлек множество желающих вновь услышать живое звучание музыки в стенах Зала Маклецкого. Последнее выступление оркестра на этой сцене состоялось в далеком 2019 году, и, наконец, после большого перерыва пусть в небольшом, но все же значимом концерте на сцену вернулись исполнители. Кому-то из студентов уже приходилось выступать, а для других – студентов 1 и 2 курса в этот вечер состоялось «боевое крещение» в составе симфонического оркестра.

В программе вечера прозвучали произведения представителя французской школы Ж. Бизе, чешского композитора А. Дворжака и русского мастера Г. Свиридова. Исполняемые произведения были расположены по принципу классической модели чередования разных по характеру частей: от яркой, блестящей «Арлезианки» к лирической Серенаде и завершающей «Метели» с её звонкой и летящей «Тройкой».

Симфонический оркестр в целом (учитывая, что он состоит из студентов, начинающих постигать секреты оркестрового исполнительства) проявил себя достойно, но не без недочетов. Иногда проявлявшиеся расхождения затем компенсировались безукоризненной слаженностью ансамблевой игры, как это было в самом начале концерта, где музыканты после не совсем удачного вступления реабилитировались во второй половине «Арлезианки» с ее плавным, кантиленным движением. Стоит отметить особую синхронность струнной группы, которая взаимодействовала как единый организм, где-то подхватывая мелодию от солирующих инструментов, как это было в «Пасторали» из  «Метели», а где-то сами исполняя главную мелодию, как в Серенаде.

Особо выделились солисты. Первая скрипка в исполнении Анны Расиной мягко и проникновенно «пропевала» все лирические мелодии. Не уступила ей и солирующая виолончель с ее глубокими душевными интонациями (Даниил Прокофьев).

Не будем забывать и о группе деревянных духовых, где прозрачные, просветленные мелодические линии флейты и кларнета с его сумрачным тембром заставляли душу ликовать. Украшением концерта стали яркие и динамичные вторжения меди и ударных инструментов, вступающих в свиридовских «Тройке» и «Военном марше».

Дирижировал этим концертом выпускник училища — Иван Моисеев, для которого данный концерт стал особенно важным, так как проходил в родных стенах в присутствии сразу двух его наставников – А.Н. Павкина и В.Л. Карташова. Абсолютно завораживала пластика и гибкость движений дирижера, переходящая в четкие жесты или почти невидимые, невесомые движения в зависимости от характера произведения.

Совершенно неожиданным окончанием концерта стала Элегия памяти Самарина, написанная П.И. Чайковским. Казалось, будто одухотворенный уже сыгранной основной программой оркестр открыл в себе второе дыхание: так плавно и тонко наполняли звуковые потоки «оживший» Зал Маклецкого.

Наталья Захаркина. 3 курс «Теория музыки»

konzert 2Музыка звучит вновь

Неожиданно обрушившаяся на мир пандемия надолго закрыла двери театров, концертных залов и филармоний, практически на год остановив жизнь культуры по всему миру. Словами не описать, как сильно ценители искусства ждали возвращения реальных, живых концертов, фестивалей, постановок, и вот, наконец, музыка звучит вновь. 31 марта 2021 года после долгого перерыва свой новый концертный сезон открыл и Симфонический оркестр Свердловского Музыкального училища им. П. И. Чайковского.

«Долгожданный концерт» - именно так ознаменовано было это выступление в афише. Долгожданным оно стало и для слушателей, которые смогли наконец-то насладиться полнотой звучания оркестра вживую, и для тех исполнителей, чьё выступление в составе оркестра стало дебютом, и для Ивана Моисеева -  руководителя оркестра, который впервые выступил на сцене в качестве симфонического дирижера.

Программа концерта была выстроена довольно интересно: в начале звучала музыка европейских композиторов, представителей позднего романтизма – Сюита № 1 Ж. Бизе «Арлезинка» и первая часть Серенады для струнного оркестра А. Дворжака, в которых потрясающе раскрылась чувственность, выразительность оркестра, особенно ярко и страстно звучащая группа струнных, и чистое, нежно-лирическое оттеняющее их звучание флейт.

Последним и самым значимым стало исполнение полной версии «Музыкальных иллюстраций» Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Очень хочется отметить отличный динамический баланс в оркестре: выразительная, глубокая партия виолончелей и контрабасов в «Тройке», рисующая простор, огромное пространство, звучит на фоне деликатной, ненавязчивой и не оттягивающей на себя внимание беспрестанной пульсации шестнадцатыми у скрипок, изображающих стремительный бег. Прекрасный баланс и у солистов в «Романсе»: очень яркий и чувственный диалог скрипки (Анна Расина) и виолончели (Даниил Прокофьев), прекрасное тутти струнных, надежная поддержка рояля (Полина Веньгина)… Ярким завершением, приятным «бонусом» в финале концерта прозвучала Элегия памяти И. Самарина П.И. Чайковского.

К сожалению, были и некоторые печальные моменты: незначительные, но заметные темповые расхождения, время от времени проскальзывающая фальшь у духовых инструментов, в особенности, у гобоя, недостаточный тонус в «Военном марше». Но в целом, оркестр звучит довольно слаженно, выразительно, ясно передавая колорит, настроение и атмосферу каждого произведения.

Открытием для публики стал и дирижёр, дебютировавший с оркестром родного музыкального училища. Хочется отметить его потрясающую дирижерскую пластику, артистизм и мощную энергетику. Очень чувствовался  его контакт с музыкантами, хороший контроль оркестра и, что немаловажно, - ясность жеста. В финальной «Элегии» Моисеев дирижировал без палочки, и, казалось, без нее ему было гораздо свободнее: в жестикуляции теперь было задействовано всё тело и даже каждый палец, что не могло не произвести на зрителя.

Александра Холина. 3 курс «Теория музыки»

Добавить комментарий