organФильм Московской консерватории «Симфония органа» будет показан в Екатеринбурге

Первый полнометражный фильм Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского «Симфония органа» будет показан в шести городах России. Сеанс в Екатеринбурге в рамках программы КАРО.Арт состоится 24 октября в 18:00 в КАРО 10 Радуга Парк.

Зрители впервые увидят расширенную версию картины, посвященной историческому органу Большого зала консерватории — последнему творению великого французского мастера Аристида Кавайе-Колля. В ее основе — уникальные съёмки реставрации инструмента, которая проходила в 2014-2016 годах.

Орган Большого зала консерватории — один из старейших и крупнейших органов России. К тому же, это последний сохранившийся в мире концертный орган Аристида Кавайе- Колля. Все остальные действующие инструменты этого мастера находятся в церквях (в их числе — орган парижского собора Нотр-Дам).

Орган для Большого зала был построен в 1899 году и впервые зазвучал в 1900-м – на Всемирной выставке в Париже. Там он завоевал Золотую медаль и Гран-при. После этого инструмент перевезли в Москву, где установили в только что построенном Большом зале. Таким образом, 2020 год для инструмента юбилейный: 120 лет с момента первого звучания на публике.

«Симфония органа» — первый полнометражный фильм, произведённый Московской консерваторией и получивший в Министерстве культуры прокатное удостоверение. Почти все его создатели учились или работают в консерватории.

Режиссер, сценарист и монтажер картины — выпускник Московской консерватории, кандидат искусствоведения Сергей Уваров;
Продюсеры — профессора, доктора искусствоведения, заслуженные деятели искусств РФ Александр Соколов и Марина Карасёва;
Оператор — Антон Соловьёв;
Композитор — выпускник Московской консерватории, лауреат международных конкурсов Денис Писаревский;
Соавтор сценария, научный консультант и один из героев фильма — главный хранитель органа БЗК Наталия Малина.
Закадровый текст читает заведующий кафедрой истории зарубежной музыки МГК, профессор, доктор искусствоведения Михаил Сапонов;
Звукорежиссер — Игорь Соловьёв.

Работа над фильмом началась еще до старта реставрации. Первые кадры, сделанные внутри органа, датируются летом 2014 года. В декабре того же года на сцене Большого зала прошло заседание Комиссии по реставрации органа, утвердившей план реставрационных работ. С этого момента и вплоть до первого концерта после окончания реставрации (декабрь 2016 года) съемочная группа фиксировала все наиболее важные и показательные моменты: демонтаж, вынос деталей органа, исправление фасадных труб, переклейку мехов, возвращение деталей (апрель 2016 года). Никогда прежде в России реставрация органа — тем более столь крупного и значимого — на видео не фиксировалась.

Важнейшую роль в фильме играет музыка. Помимо Токкаты Шарля-Мари Видора, звучащей дважды (в авторской записи 1932 года и в исполнении Константина Волостнова, записанном вживую на первом органном концерте после реставрации инструмента), в картине использованы произведения композитора и органиста, лауреата международных конкурсов Дениса Писаревского. Одно из них — «Симфония для органа» в пяти частях — было создано им в 2009 году. Автор записал это сочинение на органе Большого зала в 2017 году, это была одна из первых студийных записей на отреставрированном органе. Другое произведение — «У горизонта событий» для ансамбля — композитор создал специально для фильма. Запись была сделана в Большом зале консерватории ансамблем Mixtum Compositum под управлением Сергея Акимова.

Фильм представляет собой жанровый гибрид — сочетание документального и музыкального кино с элементами видеоарта и даже игрового кино. Историческая хроника и новые съемки здесь чередуются с полноценными музыкальными номерами, внутрикадровое повествование — с закадровыми комментариями и воображаемым диалогом наблюдателей. 
Форма картины выстроена по музыкальным законам: повествование разделено на два акта, включает увертюру и интерлюдию, а некоторые визуальные образы развиваются по принципам лейтмотивной системы.
Цель сложного звукозрительного контрапункта (термин С. Эйзенштейна) — не просто рассказать объективную информацию об органе, но представить эмоциональный художественный взгляд на инструмент и его историю; показать орган как удивительный живой организм, который может дышать, спать, страдать и, конечно, «говорить» со зрителем.

Билеты https://karofilm.ru/art/film/6481

Добавить комментарий