music2В апреле 2019 года в рамках традиционного конкурса «Абитуриент», расширяя число участников и формы конкурсных испытаний, появился новый конкурс. В этом году он обрёл самостоятельность под новым названием и в новом статусе – I Международный конкурс по музыкально-теоретическим дисциплинам «Музыкальные старты».

Мы планировали проведение конкурса по двум номинациям «Олимпиада» и «Творческие проекты». Но следствием сложной ситуации в России и мире и введенных в связи с этим ограничений стало решение перенести Олимпиаду на более позднюю дату и провести ее в другом формате. Конкурс в номинации «Творческий проект», проходящий в заочной форме, состоялся в обозначенные сроки. И мы готовы поделиться его результатами, впечатлениями от проделанной жюри работы.

Участниками конкурса стали учащиеся  ДМШ и ДШИ, студенты музыкальных училищ и колледжей,  а география конкурса, охватившая множество регионов, оказалась поразительной. Заявки об участии поступили из Белоруссии и Казахстана, городов России – Саратова и Самары, Иркутска и Северодвинска, Новгорода, Тулы и Рязани, Кемерово и Тюмени. Большой интерес вызвал конкурс  в музыкальных учебных заведениях Свердловской области (Ачит, Асбест, Березовский, Верхняя Пышма, Ревда, п. Малышева, Верхняя Салда) и школах г. Екатеринбурга. «Рекордсменом», бесспорно, стала ЕДМШ №11 им. М.А. Балакирева – учащиеся под руководством преподавателей подготовили 10 творческих проектов! Всего на конкурс поступило 50 работ (9 – команды, 41 – индивидуальный зачёт) в самых разных жанрах: исследовательские работы и видеопрезентации, аранжировки и разработки школьных мероприятий. Разнообразной и подчас неожиданной, отражающей спектр интересов участников, оказалась и тематика проектов. Среди них были посвященные теоретическим вопросам, разработанные в увлекательной форме «Волшебное сольфеджио» и «Волшебное превращение звукоряда», презентация по истории нотной записи, аналитические этюды о сонатной форме, вокальных циклах А.Аренского и А.Татаринова. В год 180-летия П.И. Чайковского его музыка, жизнь произведений, проблемы творчества стали темой многих исследовательских работ («Сценическая жизнь оперы «Пиковая дама», «Сказочные балеты», «Премьерные постановки опер» и др.). Еще одной важной темой стало приближающееся событие, важное для каждого из нас – 75-летие Великой Победы. Работы, посвященные замечательным исполнителям и военным песням («Бессмертная музыка войны», «Как русские «Валенки» до Берлина дошли») отличались удивительной эмоциональной наполненностью, личностным проживанием музыкального материала. Особой основательностью, серьёзностью подхода отличались работы участников старшей возрастной группы (СПО), которые продемонстрировали профессиональную состоятельность авторов, навыки музыковедческого анализа и оригинальность выбранных тем, выходящих за рамки курса музыкальной литературы  («Тихвин в жизни и творчестве Н.А. Римского-Корсакова», «Ян Непомук Гуммель», «Опера А.Н.Серова «Юдифь»).

Разнообразие тем и форм работ, внушительная цифра участников сделали работу жюри увлекательной и вместе с тем очень сложной. В течение нескольких дней жюри с огромным интересом знакомились с представленными на конкурс творческими проектами. В состав жюри вошли преподаватели музыкально-теоретических дисциплин музыкального училища им. П.И. Чайковского И.В. Рулёва и Е.В. Хан, председатель жюри проректор по учебной работе Ереванской государственной консерватории им. Комитаса, член Союза композиторов Армении Нона Восканян. Важнейшими критериями оценки стали содержание и логичность изложения, аргументированная подача материала, использование современных технических возможностей. Члены жюри были единодушны, высокие баллы подтверждают уровень конкурсантов. Гран-при конкурса жюри единодушно присудили творческому проекту учащейся ДМШ № 11 им. М.А. Балакирева (г. Екатеринбург) Валерии Головиной «Вернись, лесной олень!». Итоги конкурса по разным возрастным группам и номинациям представлены на сайте музыкального училища

Мы поздравляем участников с высокими результатами, выражаем признательность и огромную благодарность наставникам за их подвижнический труд – воспитание юных музыкантов, их душ, открытых навстречу Прекрасному – искусству, музыке, творчеству! Надеемся на новые открытия и потрясения в будущем, приглашаем участвовать во II Международном конкурсе «Музыкальные старты», который состоится в марте 2021 года.

К поздравлениям учкастников конкурса присоединяется председатель жюри Нона Восканян.

Дорогие друзья!

tm 19 20 3В эти неспокойные для всех нас дни, когда  нам приходится перестраивать обычный ритм нашей повседневной жизни, как никогда нам  необходимы всемогущие силы Искусства, Музыки, Прекрасного, Созидания.

Символично, что зажжение Олимпийского огня в храме Апполона в Олимпии совпало с нашей первой Музыкальной Олимпиадой, участники которой, ка и все олимпийцы – уже победители.

От всей души хочу поздравить и поблагодарить всех организаторов, своих коллег – педагогов, наставников, руководителей, а также всех участников и их родителей, одним словом - всех тех, кто поддержал этот поистине уникальный проект – «Музыкальные старты». Проделана огромная разносторонняя работа, просто – Молодцы, огромное спасибо всем Вам.

Меня очень порадовали и вдохновили «Творческие проекты» наших юных музыкальных «олимпийцев». Каждый проект был по-своему интересен и показателен, не говоря уже об их количестве и качестве. Не могу не отметить высокий профессиональный уровень некоторых, очень серьезных, музыковедческих работ, достойных всяческих похвал и доказывающих осознанное отношение авторов к выбранной теме. Они могли бы стать частью ценного сборника музыкально-теоретических работ юных исследователей-музыковедов.

В некоторых проектах, особенно в младших возрастных категориях, немножко больше, чем надо, чувствовалось присутствие педагога, вмешательство взрослого. Очень надеюсь на понимание моих коллег – все мы болеем за своих учеников и хотим, как лучше. Но именно в детских творческих проектах хочется увидеть что-то новое, яркое, необычное, пусть даже не очень правильное, но что-то детское, прочувственное самим.

И потому для меня особо привлекательными оказались те работы, в которых ребята затрагивали близкие им темы, именно творчески решали ту или иную задачу, своеобразно раскрывали страницы прошлого, искали и смело находили ответы на интересующие их вопросы.

Эти творческие искры оказались порой очень поучительными, заставляя задуматься о бесценном значении музыкально-теоретических дисциплин в процессе музыкального воспитания и художественного образования подрастающего поколения - мыслить логически, уметь услышать и увидеть прекрасное, жить в гармонии с окружающим миром, познать историю своего народа, ценить добро и быть благодарным...

Еще раз хочу поблагодарить Свердловское музыкальное училище имени П.И.Чайковского в лице директора А.Н.Важенина и Оргкомитет I Международного конкурса по музыкально-теоретическим дисциплинам «Музыкальные старты» в лице заведующей отделением «Теория музыки"  И.В.Винкевич за приглашение возглавить конкурсное жюри, а также за успешно проделанную совместную работу. Хочется надеяться, что в скором будущем в географии участников «Музыкальной олимпиады» появится и страна Армения.

С искренним уважением
Нона Восканян
Зав. учебной частью и педагог Кафедры истории музыки
Ереванской государственной консерватории имени Комитаса,
педагог ДМШ им. А.Спендиарова,
член Союза композиторов Армении,
Почетный педагог г. Еревана

Добавить комментарий