dho 19 20 5 4Интервью с М.В. Аранбицкой – дипломантом конкурса

В октябре-ноябре 2019 года в нашей стране проходил III Всероссийский музыкальный конкурс. Немного о его особенностях. Это четырехлетний цикл состязаний:

в первый год музыканты участвуют в конкурсе по специальностям «Фортепиано», «Скрипка», «Виолончель», «Сольное пение». Во второй — по специальностям «Камерный ансамбль», «Хоровое дирижирование» и «Оперно-симфоническое дирижирование». Третий год: «Духовые инструменты, ансамбли духовых инструментов», «Ударные инструменты», «Орган» и «Арфа». Четвертый, заключительный, год цикла: «Народные инструменты» и «Дирижирование оркестром народных инструментов». Таким образом, каждая из специализаций проходит конкурсные испытания лишь один раз в четыре года!!! Конкурс учрежден распоряжением Правительства Российской Федерации в целях выявления и поддержки молодых талантливых музыкантов. Учредителями являются Правительство Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации. Отбор конкурсантов очень жесткий, он проводится в три тура. Первый - по регионам, откуда на второй тур попадает 1-2 претендента. Нужно сказать, что от Уральского региона на два предыдущих конкурса не был отобран ни один из кандидатов.

Отрадно, что в этом году Мария Владимировна Аранбицкая - преподаватель отделения «Хоровое дирижирование» Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского прошла во второй тур конкурса и была приглашена для дальнейших соревнований в Москву. Далее она была допущена и к третьему туру. Наконец, испытания подошли к окончанию и это обстоятельство послужило поводом для нашей с ней беседы.

- Мария Владимировна, Вы ведь не впервые принимаете участие в данном конкурсе?

- Да, в этом конкурсе я принимаю участие третий раз.

- Вы не испытывали волнительных чувств по этому поводу? Или у Вас уже присутствовала некоторая уверенность, ведь есть определенный опыт участия в подобных испытаниях?

- Испытывала? конечно. Независимо от количества волнение присутствует.

- Что входило в условия конкурса? Насколько нам известно, он предполагал три тура, расскажите пожалуйста обо всем как можно подробнее.

- Первый тур включал в себя дирижирование с двумя концертмейстерами обязательного сочинения – это были II, III части кантаты С. Танеева «Иоанн Дамаскин», и исполнение на фортепиано хоровых партитур наизусть (по жребию): С. Рахманинов «Богородице Дево радуйся» из «Всенощного бдения», Г. Свиридов «Восстань, боязливый» из хорового концерта «Пушкинский венок», Р. Щедрин «Серенада». Второй тур делился на два этапа. Первый этап - дирижирование в сопровождении двух концертмейстеров обязательного сочинения по выбору конкурсантов. Партитуры были следующие: И. Брамс «Немецкий реквием» 3 часть, И. Стравинский «Симфония псалмов» 3 часть и Л. Бернстайн «Чичестерские псалмы», 1-2 части. Второй этап представлял собой работу с профессиональным хором (30 минут). Для работы с хором было предложено 19 произведений. Среди участников проводилась жеребьёвка. Третий тур - концертное исполнение с хором сочинения, над которым конкурсанты работали во втором туре.

dho 19 20 5 1

- Очень солидная и довольно объемная конкурсная программа! А сколько конкурсантов прошло во второй тур?

- Из ста с лишним человек во второй тур прошло 16.

- И какова география конкурса?

- В конкурсе принимали участие представители Северо-западного, Дальневосточного, Сибирского, Уральского, Приволжского, Южного, Северокавказского, и Центрального федерального округов.

- А возраст участников слишком разнился? Ведь к участию приглашались как студенты, так и молодые педагоги?

- Самый младший участник - второй курс консерватории, но основное количество участников - это люди, которые уже имеют высшее образование, они – действующие хормейстеры.

- А кто на Ваш взгляд был наиболее убедителен в конкурсном показе, в работе с хором? Соперники были достойные?

- Соперники были очень серьёзными. В работе с хором произвел хорошее впечатление участник из Санкт-Петербурга.

- Понятно. А теперь, если Вы не против, давайте проследим весь Ваш путь от первого тура до вручения диплома.

- Давайте.

- По порядку, начиная с первого тура - программа, впечатления от работы с московскими хоровыми коллективами, где и как все происходило, кто работал в жюри?

- В жюри первого тура в Уральском федеральном округе входили:

А.И. Гавдуш - доцент кафедры хорового дирижирования Академии хорового искусства им. В.С. Попова

Э.Б. Фертельмейстер - народный артист России, профессор, президент Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки

В.Б. Завадский - заслуженный артист России, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского

Н.П. Иванова - заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель и главный дирижер Магнитогорской государственной академической хоровой капеллы им. С.Г. Эйдинова.

Председателем жюри первого тура был Ю.А. Евграфов - заслуженный деятель искусств России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, председатель хоровой комиссии Союза московских композиторов.

В жеребьевке в первом туре я вытянула первый номер! Первым быть всегда непросто психологически. Но это «полбеды» - при вытягивании партитур для игры на фортепиано, я вытянула партитуру Р. Щедрина «Серенада». Скажу честно, больше всего не хотела играть именно её. Она самая неудобная для игры из всех предложенных партитур в первом туре… Правда в итоге, сыграть ее получилось довольно хорошо! С сочинением С. Танеева «Иоанн Дамаскин» я работаю не впервые и это мне помогло.

В состав жюри второго тура, который проходил уже в Москве, входили:

А.И. Гавдуш - доцент кафедры хорового дирижирования Академии хорового искусства им. В.С. Попова

Э.Б. Фертельмейстер - народный артист России, профессор, президент Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки

Е.К. Волков - художественный руководитель Государственного академического русского хора им. А.В. Свешникова, доцент кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, член президиума Всероссийского хорового общества

Ю.А. Евграфов - заслуженный деятель искусств России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, председатель хоровой комиссии Союза московских композиторов

Г.А. Дмитряк - народный артист России, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической хоровой капеллы России им. А.А. Юрлова, профессор кафедры хорового дирижирования Московской гос. консерватории им. П.И. Чайковского и кафедры хорового дирижирования Российской академии музыки имени Гнесиных

С.В. Екимов - декан факультета композиции и дирижирования Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, профессор кафедры хорового дирижирования Института музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, художественный руководитель Концертного хора Санкт-Петербургского государственного института культуры и Женского хора Санкт-Петербургского музыкального училища им. Н.А. Римского-Корсакова, лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга, лауреат премии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского в области культуры и искусства, член Союза композиторов России

А.Г. Занорин - ректор Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова, доцент кафедры дирижирования, художественный руководитель Архиерейского мужского хора Саратовской митрополии

А.К. Петров - ректор Академии хорового искусства им. В.С. Попова, кандидат искусствоведения, доцент

Соловьев А.В. - профессор кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке, художественный руководитель Камерного хора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Тульского государственного хора, лауреат премий Министерства обороны РФ и правительства Москвы

Якобсон К.А. - заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, профессор, советник ректора Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, художественный руководитель и дирижёр хорового Ансамбля солистов «Тебе поёмъ», академик международной академии наук высшей школы

Председателем жюри был Л.З. Конторович - народный артист России, художественный руководитель и главный дирижер Академического Большого хора РГМЦ «Мастера хорового пения», профессор кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

dho 19 20 5 3 

Из программы на второй тур для работы с хором предлагались следующие сочинения:

1.С. Рахманинов «Всенощное бдение», ч. 9 «Благословен еси, Господи»

2.С. Екимов Обработки двух русских народных песен «Тонкая рябина», «На горе-то калина»

3. Г. Свиридов «Зимнее утро» из хорового концерта «Пушкинский венок»

4. Н. Голованов «Свете тихий»

5. Ю. Фалик «Молитва о России», слова А. Солженицына

6. В. Агафонников «Вокализ» 7.Е. Подгайц «Ave Maria»

8. Р. Томпсон «Аллилуйя»

9. В. Мишкинис «Cantate Domine»

10. Р. Щедрин «К вам, павшие» из цикла «Четыре хора на стихи А. Твардовского».

11. П. Чайковский «Хвалите Господа с небес» из «Литургии Св. Иоанна Златоуста»

12. С. Танеев «Посмотри, какая мгла» из цикла «Двенадцать хоров на стихи Я. Полонского»

13. Н. Римский-Корсаков «Взыде Бог»

14. А. Шнитке «Зима», слова А. Прокофьева

15. Ю. Евграфов «Еще дуют холодные ветры», слова А. Пушкина

16. Б. Бриттен из цикла «Пять песен о цветах», ч. III «Болотные цветы»

17. В. Кикта «Грёзы Андрея Рублёва»

18. Д. Шостакович «Они победили» из цикла «Десять поэм на слова революционных поэтов»

19. А. Кулыгин «Россия», стихи А. Белого

Хоровые коллективы, принимающие участие в иллюстрации, оказались самыми известными в нашей стране и за рубежом – Русский хор им. А.В Свешникова и «Мастера хорового пения». На втором туре я участвовала под № 2. При жеребьёвке сочинений вытянула произведение современного автора А. Кулыгина «Россия», на стихи А. Белого. Сначала очень сильно расстроилась, т.к. оно неизвестное! Его нет ни в одной записи… В нотах не проставлено композитором никаких ремарок... И оно было очень сложным в ритмическом плане. Волновалась очень сильно, пришлось опираться только на свою интуицию и своё прочтение данного сочинения. Но на работе с хором волнения не чувствовала совсем! Получила огромное удовольствие от процесса работы с капеллой им. А.В. Свешникова!

dho 19 20 5 2

- А как решалось, кто с каким коллективом будет работать? Тоже жребий?

- Восемь человек со Свешниковской капеллой, восемь с «Мастерами».

- А… так это значит тоже жребий - в зависимости от программы?

- Да, это зависело что в репертуаре у капелл - у них было чёткое распределение.

- Итак, что же Вас ожидало на третьем туре?

На третьем туре было исполнение сочинения, над которым ранее работала с хором. Вот тут было очень волнительно. Волновалась за всё! За то чтобы собрать форму и не потерять детали, за свой эмоциональный посыл, за свою рациональность в движениях, ведь в «России» характерная особенность - очень прихотливый ритм.

- А сколько человек было допущено к третьему туру?

- По решению жюри на третий тур было допущено 9 человек.

- По традиции финальной точкой любого профессионального конкурса становится концерт победителей! Вы оказались среди этих «везунчиков» и наверняка у Вас он должен был вызвать какие-то особые чувства? Как это происходило?

- Заключительный концерт победителей проходил в Большом концертном зале МГК. им. П.И. Чайковского. Никогда не испытывала таких восторженных эмоций! Одна мысль не давала покоя, что я буду выступать на такой сцене, на которой стояли мировые звёзды! Это были потрясающие впечатления!

dho 19 20 5 5

- Мария Владимировна, Вам удалось пообщаться с метрами хорового искусства, членами жюри? Может быть Вы поинтересовались замечаниями в свой адрес?

- Да! Мне удалось узнать мнение о своей работе у таких членов жюри как Е.К. Волкова, Ю.А. Евграфова, А.Г. Занорина, Э.Б. Фельтермейстера и Л.З. Конторовича.

- Что они говорили?

- Мне как-то не удобно писать об этом...Это не очень скромно...

- Как уж есть, ведь это же было на самом деле …

- В общем, всем понравилась моя работа с хором. Они сказали, что я иду правильным путем, что со мной было интересно работать капелле им. А.В. Свешникова. Вообще много хороших слов прозвучало. Добавили, что если я буду также самокритична к своей работе, как сейчас, то я смогу добиться успеха в хоровом искусстве...

- В заключение нашей беседы, хотелось бы узнать, каково же общее впечатление от конкурсного марафона?

- Вообще от всего конкурса остались только положительные эмоции, несмотря на все сложности, тяжелый график, сильнейшую усталость и прочее. Всё это ушло на второй план в сравнении с теми впечатлениями, которые остались по окончании конкурса.

Эпилог. По итогам сложнейших испытаний на III Всероссийском музыкальном конкурсе наша коллега Мария Владимировна Аранбицкая была удостоена почетного звания дипломанта!

Преподаватели и студенты нашего отделения искренне рады её достижению! Желаем Марии Владимировне дальнейших творческих свершений!

Интервью записала зав. ПЦК отделения «Хоровое дирижирование»
Н.Г. Дранникова

Добавить комментарий