ratskay

Однажды мне в руки попала старинная фотография, запечатлевшая в зале Маклецкого группу учащихся, расположившихся вокруг рояля1. На обороте снимка из полустёршихся карандашных надписей можно было прочесть -«у рояля Цецилия Самойловна Рацкая».2 Заинтересовавшись этим именем, я решила подробнее узнать о незнакомом педагоге3.

Она родилась в начале века (1900г.) в небольшом уездном городке Белостоке Гродненской губернии. Некоторое музыкальное образование, вероятно, получила в одной из частных школ города, что позволило ей впоследствии работать преподавателем музыки в начальных классах (1917 -1919 г.). К этому времени Белосток и его окрестности в России стали называть центром анархии и революционного мятежа за многочисленные бунты, стачки и забастовки. Наверное, желание испытать себя, идти в ногу со временем и увело юную хрупкую девушку от мирной профессии к революционной работе. Окончив краткие курсы инструкторов (1920г.), Цецилия Рацкая стала работать на одном из агитационных пунктов Западного фронта, расположенных на узловых станциях вдоль железнодорожных путей, где преимущественно вела военные действия Красная Армия. Молодая девушка увлечённо занималась этой работой, выполняя важную политическую и агитационно - просветительскую миссию, главным образом, среди красноармейских масс. Инструктора сами рисовали патриотические плакаты, выпускали и распространяли среди населения и бойцов проезжающих составов рукописные и печатные газеты, листовки на злобу дня, организовывали митинги, проводили лекции, беседы, спектакли, даже устраивали краткие киносеансы для населения, где, например, демонстрировалась хроника победных сражений Красной Армии с белогвардейцами. Живая и энергичная, Ц. Рацкая была всецело поглощена этой деятельностью, ощущая свою сопричастность великому делу.

Следующая страница жизни этой удивительной женщины также захватывающе интересна, и связана с уникальным учебным заведением в Москве, в котором она училась с 1921 по 1924год. Это научный Институт Ритма ( ритмического воспитания), в основе которого лежали идеи швейцарского композитора, педагога, дирижёра Э.Ж.Далькроза об активном слушании, двигательном проживании и воплощении музыки.Идея создания Института Ритма в Москве принадлежала князю С.М.Волконскому, ректоромИнститута была одна из первых учениц и последовательниц Э.Ж.Далькроза Н.Г.Гейман-Александрова. Кроме ритмики и пластики в Институте серьёзно изучались сольфеджио, история музыки, ритмический диктант, импровизация, эстетика, художественное слово, психология, педагогика и даже … стиховедение, семинары по которому вёл Вс. Иванов.

Вскоре после окончания Института судьба забросила Цецилию Самойловну Рацкую4 на Урал, в город Свердловск. Здесь, в 1926 году, в музыкальном техникуме, в соответствии с духом времени открылось инструкторско - педагогическое отделение(такие открывались во всех музыкальных заведениях страны), на котором большое значение уделялось вокальной и хоровой подготовке. Возможно, Ц.С. Рацкая получила приглашение поработать на новом отделении, и, дав согласие, в течение одного учебного года (1926-1927) преподавала ритмику и слушание музыки, заведовала производственной практикой в Уральском областном музыкальном техникуме. Слушателями её курса были студенты разных курсов и факультетов - вокального, фортепианного.

В дальнейшем судьба этой яркой, необычной женщины была связана с разными видами деятельности - преподавательской, концертной, лекторской, В сфере её профессиональных интересов была и научная работа - Ц.С.Рацкая автор многих статей, очерков и книг о русских и зарубежных композиторах – классиках, многие из которых имеются в библиотеке свердловского музыкального училища им.П.И.Чайковского.

 

  • В материале использованы фотографии из музея Свердловского музыкального училища им. П.И. Чайковского

1 В книге «Первое музыкальное училище на Урале» , из-за недостатка информации групповая фотография 1927 года за роялем в зале Маклецкого была ошибочно атрибутирована как собрание класса Ванды Антоновны Бернгард-Тшаски.

2 Более отчётливо карандашом написано пожелание одной из слушательниц курса – В.А.Праховой.

3 Основные факты биографии Ц.С.Рацкой взяты из Большой биографической энциклопедии. Архивные документы за 1926-27 учебный год в училище не сохранились. Рукописные лицевые счета, книги Приказов, датируются сентябрём 1927 года, в котором Ц.С.Рацкая уже не числилась преподавателем училища. Единственным и уникальным свидетельством её работы в музыкальном техникуме является эта фотография с учениками.

4 Просмотрев списки выпускников Института Ритма за 1924 год, я обнаружила только одну студентку с редкими инициалами Ц. по фамилии Брук, из чего и сделала возможное предположение, что девичья фамилия Цецилии Самойловны была Брук, а в замужестве, которое, вероятно, произошло в 1924-25 годах, она сменила фамилию на «Рацкая», и в Свердловск уже приехала под новой фамилией.

 

Добавить комментарий


Комментарии

  • Хранители наследия духа

    Казакова Ольга Владиславовна 01 июня 2017
    Огромное спасибо автору статьи Русаковой Марине Владимировне за отличную статью, за теплые слова и ...
     
  • О памятнике П.И. Чайковскому

    мики 04 мая 2017
    Хорошо хоть не расстреляли автора!
     
  • Неизвестное фото. Давид Ойстрах

    леонид 18 декабря 2016
    Уважаемый Архивариус не знает,благодаря кому Давид Ойстрах встал за дирижёрский пульт и что он сделал ...
     
  • Неизвестное фото. Давид Ойстрах

    Русакова Марина Владимировна 18 октября 2016
    Большое спасибо,коллега , за ваш комментарий! В Брюссель мне написать совсем не слабо,хотя не вижу ...
     
  • Неизвестное фото. Давид Ойстрах

    леонид 17 октября 2016
    Только благодаря П.Столярскому Игорь Ойстрах возобновил занятия скрипкой.Он не хотел заниматься.И ...