chnp metodДетство – начало жизни, ее заря, рассвет… И как рассвет может многое рассказать о наступающем дне, так и детство во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка. Что может помочь родителю и педагогу расцветить это утро жизни радугой эмоций, наполнить радостью и светом, одновременно развлекая и обучая ребенка? Что может стать для любимого чада игрой и школой, развивая его физически, умственно, эмоционально, социально?

Народное слово, народная песня… Они подобны роднику, бьющему из глубин земли, к которому припадают многие поколения, набираясь живительной силой. Этот родник народной культуры передает слово из прошлого для того, чтобы были счастливы, здоровы и умны настоящие и будущие поколения. Для этого, подобно протянутой нам на помощь руке предков, достались нам в драгоценное наследство россыпи колыбельных, пестушек, прибауток. Достойно распорядиться этим наследством – задача современных родителей и педагогов.

10 ноября в Малом концертном зале им. В. И. Турченко Свердловского музыкального училища прошло комплексное методическое мероприятие «Детский фольклор сегодня: проблемы освоения и перспективы развития». Принять участие в нем приехали педагоги этномузыкального образования из городов Ревды, Полевского, Каменска-Уральского, Верхней Пышмы, Артемовского,  Режа, Алапаевска,  Камышлова, Асбеста, Сухого Лога, поселков Арти, Верхняя Синячиха, Восточный; достаточно широко были представлены музыкальные школы и дошкольные образовательные учреждения Екатеринбурга. Большой радостью для организаторов стало участие в мероприятии группы педагогов, представляющих Российское педагогическое общество К. Орфа.  Всех их ждал весьма насыщенный и разнообразный методический практикум.

chnp 18 19 9 4

В первой части мероприятия на творческой лаборатории представили свои педагогические находки, авторские методики и игровые модели педагоги – признанные мастера детского фольклорного и народно-певческого исполнительства Свердловской области. Среди них были заведующие фольклорными отделениями ДМШ г. Полевской Е.Ю. Погребняк, ДШИ п. Восточный Серовского района С.В. Коротких, заместитель директора ДМШ г. Ревды Е.В. Козырина, педагог гимназии «Арт-этюд» Е.Ю. Бубнова и преподаватель ДШИ «Арт-созвездие», композитор Н.В. Лекомцева. Все они являются руководителями детских коллективов, неоднократно становившихся победителями самых престижных исполнительских фестивалей и конкурсов.  Их выступления, советы, игровые тренинги вызвали живой интерес у слушателей, открыли новые возможности и формы освоения традиционного культурного наследия в современном образовании и воспитании.

chnp 18 19 9 8 chnp 18 19 9 13

Затем методическое мероприятие продолжили преподаватели отделения сольного и хорового народного пения нашего училища. Н.Т. Назмышева представила мастер-класс, посвященный проблемам сценического воплощения фольклора, а С.А. Жилинская поделилась своим видением использования игровых приемов в вокально-хоровой работе с детским народно-певческим коллективом и принципами игрового моделирования на материале детского фольклора.

chnp 18 19 12

Далее полноправными участниками этого своеобразного Праздника Детского фольклора стали ученики школ Екатеринбурга, Ревды и Полевского, занимающиеся освоением традиционной музыкальной культуры в детских фольклорных и народно-певческих коллективах. И тут организаторов ждал очень приятный сюрприз: вместо 30 ожидаемых ребятишек, для участия в игровой интерактивной программе их приехало почти в 3 раза больше! И студенты старших курсов СХНП, подготовившие игровую программу для ребят, не растерялись: они так перестроили игровой репертуар, что смогли играть с целым залом ребятишек! Их игры вызвали такую яркую реакцию у детворы, что в игровую программу включились и родители, и педагоги!

chnp 18 19 9 3 chnp 18 19 9 2

Такая искрометная игровая программа замечательно подготовила всех участников к финальной части программы – концерту «1, 2, 3, 4, 5, я иду играть!». Эта концертная программа творческих коллективов и солистов отделения сольного и хорового народного пения и лучших детских фольклорных коллективов Екатеринбурга и Свердловской области представила современные формы сценического освоения жанров детского игрового фольклора. В зале им. В.И. Турченко прозвучали прибаутки, шуточные и игровые песни, музыкальные сказки и целые сюиты, представляющие различные жанры детского и обрядового игрового фольклора.

chnp 18 19 9 9 chnp 18 19 9 11

chnp 18 19 9 10

Комплексное методическое мероприятие вызвало большой интерес у преподавателей, принявших в нем участие. Вот лишь несколько отзывов:

«Я в восторге от семинара. Потрясающие педагоги! Сколько в них энергии, тепла, знаний! За все время мероприятия я ни на минуточку не устала, я готова была слушать и слушать, нам так  интересно и доходчиво рассказывали о детском фольклоре, от педагогов идет такой заряд энергии!»

«Дорогие педагоги, спасибо Вам за сегодняшний день! Столько позитива, эмоций! Общение с вами делает жизнь светлей и радостей, Вы как солнышки, - светите, греете, и все проблемы уходят куда-то…»

«Хочу выразить свою бесконечную благодарность за прошедшее мероприятие. Я снова почувствовала прилив сил, вдохновение и много положительных эмоций. Когда пели девочки-студентки на мастер-классе – у меня просто мурашки по коже. Спасибо, дорогие педагоги! Спасибо, Мастера!»

chnp 18 19 9 1 chnp 18 19 9 5

«Дорогие педагоги! Спасибо вам за весь этот сказочный день, за весь замечательный семинар! Столько эмоций, сколько я получила за этот день, такой заряд энергии, такие интересные по содержанию выступления (и детей, и приглашенных руководителей и педагогов, и особенно педагогов училища), что теперь хватит этой подпитки на долгое время. Но все-таки один день – это маловато. Хорошо бы недельные курсы организовать, у вас же осталось столько важного, интересного, недосказанного… Я, конечно, понимаю, КАКИХ трудов  стоил этот однодневный семинар, а уж если на целую неделю, то и слов нет, как это сложно. Но и все-таки...»

«Пишу поблагодарить педагогов училища им. П.И. Чайковского за прекрасный семинар! Было очень интересно от начала и до конца. Я бы  слушала и слушала! Спасибо Вам огромное! И такие семинары очень актуальны, они так нужны нам,  педагогам!..»

«Столько радости, яркого и тёплого света Любви к своему делу, детям, педагогам сегодня было на семинаре! Так здорово, замечательно и вдохновляюще! Давно не была на подобных  мастер-классах, поэтому ощущения очень яркие.  Педагоги все чудесные, харизматичные, со своим стилем. Ещё раз – огромное СПАСИБО! В такой яркой и заводной подаче, я думаю, будет интересен любой материал, касающийся детей и народного музыкального творчества».

chnp 18 19 9 7 chnp 18 19 10

«Все еще нахожусь под впечатлением поездки в училище. Вчера, вернувшись с семинара,  чувствовала необычайную физическую усталость и при этом взрывной эмоциональный подъем. Очень долго не могла уснуть и много раз прокручивала в голове события этого дня. После таких встреч хочется творить! Спасибо за эту встречу. Особенно порадовали игровые моменты,  показанные в практике. Такие встречи очень нужны нам, педагогам из маленьких городов. Мы варимся в своей каше, а тут – глоток свежего воздуха! Самое главное, что я уяснила для себя, так это то, что с первым классом надо просто играть. Я пытаюсь выбить из них качественные концертные номера, которые в свою очередь требует школа и город. А надо просто играть. Не гнаться за баллами на премию, за городскими концертами на большой сцене – не надо никого слушать. Надо просто играть. В погоне за результатом мы зачастую забываем о главном. Спасибо вам за это осознание».

«Я – молодой педагог. Веду в общеобразовательной школе уроки «Введение в народоведение» у младших классов. В педагогическом институте мы изучали народное творчество, фольклор. Но мне всегда казалось, что эти знания – как латинский язык: необходимы как педагогическая грамотность, но не имеют ничего общего с нашим днем. Теперь я совсем по-другому, по-новому вижу фольклор. И хочу сказать о нем словами Дениски из рассказов В. Драгунского: «он живой, и светится!». Спасибо вам за это!

Такие теплые отзывы являются прекрасной мотивацией, чтоб не останавливаться, двигаться дальше, и в  этом чудесном движении жизни все-таки задуматься о том, что, может быть, это – начало новой традиции? Импульс для нового проекта, объединяющего детей и взрослых, учащихся школ и студентов училища, молодых педагогов и признанных Мастеров? И фольклор, как нить, связующая времена и поколения, свяжет не только прошлое и настоящее, а личное и коллективное, учение и развлечение, пользу и красоту, импровизацию и традицию? И подарит педагогам «золотые ключи» для работы с детьми, ключи, открывающие коды культурно – генетической памяти, ключи от волшебной страны, которая живет в каждом из нас.

Жилинская С.А.,
Заслуженный работник культуры РФ,
заведующая отделением СХНП

Добавить комментарий