Скачать

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности

53.02.07 «Теория музыки»

в ГБПОУ СО

«Свердловское музыкальное училище

им. П.И. Чайковского (колледж)»

 

Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.07 «Теория музыки» осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).

Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать хорошие знания и умения в музыкально-теоретической области и в области художественной культуры, способность к музыкальному мышлению и обобщению, логическому охвату музыкальной формы, функциональному слышанию музыкальной ткани. На вступительных экзаменах проверяются все параметры музыкальной памяти и качество внутреннего слуха, быстрота слуховой реакции, владение фортепиано.

При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • специальность (музыкальная литература устно), фортепиано;
  • сольфеджио (устно и письменно), музыкальная грамота.

Уровень требований вступительных испытаний творческой направленности.

Специальность.

Вступительные испытания по специальности включают:

Музыкальная викторина. Абитуриентам предлагается 10 музыкальных фрагментов из произведений разных эпох, композиторов, жанров. Целью данного испытания является определение слухового багажа абитуриента, чувства стиля эпохи и отдельного композитора, знания нотного текста, ориентации в музыкальных жанрах. В течение викторины абитуриент заполняет таблицу, включающую следующие позиции: композитор, музыкальное произведение, время создание произведения (эпоха, век), стиль, жанр, раздел произведения, часть, тема, тональность произведения. Фрагменты музыкальных произведений викторины соответствуют объему изучаемой музыке по программе А.И. Лагутина, Э.С. Смирновой.

Устный ответ. Абитуриент также представляет творческий портрет выбранного им любого композитора XVIII – XX веков, демонстрируя знание существенных фактов из его жизненного и творческого пути, сведений об исторической эпохе, национальной культуре, музыкальном окружении, знание музыкальных произведений. Продолжительность ответа не более 10 минут.

Критерии оценки устного ответа: умение выстроить композицию ответа и выделить главные мысли, идеи; культура речи, манера подачи материала; личное отношение к раскрываемой теме, музыкальному материалу.

Фортепиано.

Абитуриент должен исполнить:

  • полифоническое произведение;
  • произведение крупной формы (сонатное allegro, вариации, II и III ч. сонаты);
  • пьеса;
  • этюд.

Кроме исполнения сольной программы абитуриенту может быть предложено чтение с листа несложного произведения или аккомпанемента.

Сольфеджио (письменно).

Диктант: одноголосный фрагмент музыкального произведения (8-12 тактов). Возможные сложности: хроматические проходящие и вспомогательные звуки, альтерация ступеней, отклонения, модуляции в тональности первой степени родства; ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм, залигованные длительности, синкопы, триоли; размеры 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Перед записью абитуриенты настраиваются в тональности диктанта, пропевают тоническое трезвучие, звукоряд тональности, ступени. Диктант проигрывается десять раз. Время написания диктанта – 25-30 минут. Образцы диктантов: И.Русяева. “Одноголосные  диктанты”,  №№ 481, 526, 695.

Сольфеджио (устно).

Сольфеджирование:

  • пение с листа одноголосного фрагмента (с дирижированием), например: А.Островский, С.Соловьев, В.Шокин «Сольфеджио», в.II, №№ 78, 95, 96);
  • пение самостоятельно подготовленной мелодии с названием нот, транспонирование её в несколько предлагаемых тональностей (до трёх ключевых знаков), например фрагмент романса, песни, инструментальной темы в объёме периода.

Интонационные упражнения:

  • от звука: (вверх и вниз) звукоряды натурального, гармонического, мелодического мажора и минора; простые интервалы;  трезвучия (мажорные и минорное с обращениями уменьшенное и увеличенное в основном виде); вверх септаккорды (малый мажорный септаккорд с обращениями, малый минорный септаккорд, малый  уменьшённый и уменьшённый септаккорды – в основном виде);
  • в тональности: ступени (включая альтерированные), диатонические и характерные интервалы с разрешением, главные трезвучия с обращениями, доминантсептаккорд с обращениями и разрешением, септаккорд второй ступени  и вводный септаккорд в основном виде с разрешением в тонику.

Определение на слух:

  • вне лада: звукоряды мажора и минора трёх видов; простые интервалы (в гармоническом и мелодическом видах), аккорды (четыре вида трезвучий, мажорное и минорное трезвучия с обращениями, септаккорды: малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый уменьшённый, уменьшённый – в основном виде);
  • в тональности: ступени, интервалы (в т.ч. в последовательностях); отдельные аккорды и последовательности из 5-6  аккордов  в тесном трёх-, четырёхголосии.

Музыкальная грамота (устно):

  • буквенное обозначение звуков и тональностей;
  • понятие о ладе; тональные лады (мажор и минор), модальные лады (пентатоника, семиступенные диатонические лады: лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский, локрийский);
  • понятие тональности; тональности до семи ключевых знаков; квинтовый круг; параллельные и одноимённые, однотерцовые тональности, тональности первой степени родства; правописание хроматической гаммы; энгармонизм тональностей; отклонения; модуляции.
  • понятие интервала; разновидности интервалов: мелодические и гармонические, простые и составные, консонирующие и диссонирующие, устойчивые и неустойчивые, диатонические и хроматические; интервалы в мажоре и миноре; характерные интервалы гармонических мажора и минора; обращение интервалов.
  • понятие аккорда; структурные разновидности трезвучий и септаккордов; функциональная характеристика аккордов в тональности (главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями и разрешением; вводный септаккорд с обращениями и разрешением в тонику и внутрифункционально; септаккорд второй ступени с обращениями и разрешением в тонику и через перевод в доминантовый септаккорд и его обращения);
  • ритм; метр; размер (простые, сложные, смешанные, переменные размеры); ритмический рисунок; жанровые ритмоформулы; основные и особые виды ритмического деления; темп (основные темповые обозначения).
  • музыкальный синтаксис: мотив, фраза, предложение, период, каденция, цезура.

Кроме ответов на теоретические вопросы абитуриент должен уметь построить и сыграть на фортепиано звукоряды ладов, интервалы, аккорды (от звука и в тональности).

 

Контакты

620000 Россия г. Екатеринбург, ул. Первомайская 22, тел./факс (343) 350-13-83,  e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., сайт: www.uralmuzuch.ru

Директор Важенин Александр Николаевич

Заместитель директора по учебной работе Жирнова Наталия Александровна

Заместитель директора по научно-методической работе Князькова Алла Юрьевна

Заместитель директора по воспитательной работе Дуев Александр Викторович

Заведующий отделением «Теория музыки» Винкевич Ирина Витальевна

Секретарь приемной комиссии Щербинина Светлана Витальевна