Скачать

 

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности

53.02.03. Инструментальное исполнительство

по виду «Фортепиано»

в ГБПОУ СО

«Свердловское музыкальное училище

им. П.И. Чайковского (колледж)»

 

 

Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.03. Инструментальное исполнительство по виду «Фортепиано» осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).

Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: техническую подготовку, качественное звукоизвлечение, сценическую выдержку. Особое значение придается художественной выразительности исполняемых произведений, что дает возможность определить уровень музыкально-исполнительского развития абитуриента.

При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • специальность (исполнение сольной программы), коллоквиум;
  • сольфеджио (устно и письменно).

 

Уровень требований вступительных испытаний творческой направленности.

 

Специальность.

Поступающий должен исполнить:

  • полифоническое произведение;
  • два инструктивных этюда на разные виды техники;
  • крупную форму (классическая соната I или II-III части, классические вариации);
  • две пьесы – кантиленного и виртуозного характера (либо одна развернутая).

Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу вопросов. В том числе вопросы в рамках программы общеобразовательной и музыкальной школ: имена выдающихся русских (российских) или западноевропейских поэтов, писателей, художников, композиторов; вопросы о личных интересах абитуриента, его хобби (спорт, языки, коллекционирование и т.д.), предпочтениях в области чтения, кинофильмов, концертах и театральных спектаклей; вопросы об основных значимых культурных и общественно-политических событиях в нашей стране и в мире. Назвать: некоторых крупнейших пианистов-исполнителей XX-XI веков, современных российских и зарубежных композиторов, пишущих для фортепиано, стили фортепианной музыки, личные музыкальные предпочтения, характеристика своей вступительной программы по специальности.

На экзамене по специальности также проверяется умение читать с листа, исполнение гамм.

Сольфеджио (письменно).

Диктант: одноголосный фрагмент музыкального произведения (8-12 тактов). Возможные сложности: хроматические звуки, отклонения, модуляции в тональности первой степени родства; ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм, залигованные ноты, синкопы, триоли; размеры 2/4, 3/4, 4/4, 6/8. Время написания диктанта – 25-30 минут. Диктант проигрывается десять раз после предварительной настройки (тональность определяется по тону «ля», пропевается  тоническое трезвучие и последовательность ступеней). Образцы диктантов: И.Русяева. «Одноголосные  диктанты», №№ 502, 643, 774.

 Сольфеджио (устно).

Сольфеджирование: пение с листа одноголосного фрагмента (например: Б.Калмыков, Г.Фридкин. «Сольфеджио», Одноголосие, ч. 1, №№ 596, 603, 642).

Интонационные упражнения:

  • от звука: (вверх и вниз) звукоряды натурального, гармонического, мелодического мажора и минора; простые интервалы; трезвучия (мажорные и минорные с обращениями); септаккорды (малый мажорный септаккорд с обращениями, малый минорный септаккорд, малый уменьшённый и уменьшённый септаккорды – в основном виде);
  • в тональности: фрагменты звукорядов (мажор двух видов, минор трёх видов); ступени (включая альтерированные), диатонические и характерные интервалы с разрешением, главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями и разрешением, септаккорд второй ступени и вводный септаккорд в основном виде;

Определение на слух:

  • вне лада: звукоряды ладов (мажор и минор трёх видов); простые интервалы (в гармоническом и мелодическом видах), аккорды (четыре вида трезвучий, мажорное и минорное трезвучия с обращениями, септаккорды: малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый уменьшённый, уменьшённый – в основном виде);
  • в тональности: ступени, интервалы (в т.ч. в последовательностях); отдельные аккорды и последовательности из 7-8 аккордов (в т.ч. с басом).

Проверка знаний по музыкальной грамоте:

  • буквенное обозначение звуков и тональностей;
  • лады: тональные (мажор и минор трёх видов; тональности до семи ключевых знаков; параллельные и одноименные тональности; квинтовый круг тональностей; хроматическая гамма; тональности первой степени родства); модальные (пентатоника, семиступенные лады: лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский, локрийский);
  • интервалы: простые - от звука, диатонические и характерные с разрешением - в тональности;
  • аккорды: четыре вида трезвучий, семь септаккордов - от звука; главные трезвучия с обращениями, доминантсептаккорд с обращениями, септаккорд второй ступени и вводный септаккорд в основном виде - в тональности;
  • ритм (метр, размер, ритмический рисунок); темп, основные темповые обозначения;
  • музыкальный синтаксис: период, предложение, фраза, каденция, цезура.