Скачать

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности

53.02.05. «Сольное и хоровое народное пение» (по виду  "Хоровое народное пение")

в ГБПОУ СО

«Свердловское музыкальное училище

им. П.И. Чайковского (колледж)»

 

Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.05. «Сольное и хоровое народное пение» осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).

Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: хорошие вокальные данные, чистую интонацию, музыкальный слух, владение инструментом, общий и музыкальный кругозор, эмоциональность и выразительность исполнения, наличие волевых и организаторских качеств.

При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • специальность (исполнение сольной программы), игра на музыкальном инструмент, коллоквиум;
  • сольфеджио (устно и письменно).

 

Уровень требований вступительных испытаний творческой направленности.

Специальность.

Вступительные испытания по специальности включают:

Исполнение сольной программы:

  • два разнохарактерных произведения. Это может быть лирическая и плясовая народные песни или народная и авторская песня (в том числе собственного сочинения). Обязательное условие – исполнение протяжной или лирической песни без сопровождения. Возможно исполнение обеих песен без сопровождения. Аккомпанемент может быть собственным (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Исполняемые произведения должны быть подобраны так, чтобы продемонстрировать вокальные данные абитуриента в полном объеме, степень владения голосом, интонацией, выразительностью;
  • стихотворение, отрывок из поэмы, басни. Большое значение имеет художественное исполнение стихотворения, артистизм. Цель данного испытания – выявление отсутствия дефектов речи;
  • продирижировать (протактировать) двумя руками по предложенной комиссией схеме (на три четверти или четыре четверти) воображаемого музыкального произведения в различных характерах (марш, колыбельная).

 

Игра на музыкальном инструменте (фортепиано, баяне, аккордеоне, домре, балалайке, другом инструменте):

  • исполнение двух разнохарактерных произведений.

 

Коллоквиум  имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу вопросов. В том числе вопросы в рамках программы общеобразовательной и музыкальной школ: имена выдающихся русских (российских) или западноевропейских поэтов, писателей, художников, композиторов; вопросы о личных интересах абитуриента, его хобби (спорт, языки, коллекционирование и т.д.), предпочтениях в области чтения, кинофильмов, концертах и театральных спектаклей; вопросы об основных значимых общественно-политических событиях в нашей стране и в мире. Назвать: несколько профессиональных русских народных хоров (ансамблей), несколько известных современных исполнителей народных песен, несколько исполнителей традиционного народно-певческого направления.

Сольфеджио (письменно).

Диктант: образец фольклора, одноголосный фрагмент музыкального произведения (8 тактов). Возможные сложности: тональности до трёх знаков; мелодические скачки на устойчивые ступени лада с последующим заполнением; длительности – половинные, четверти, восьмые; ритмическая группа – четверть с точкой и восьмая; размеры 2/4, 3/4. Диктант проигрывается десять раз в течение 25-30 минут. Перед диктантом даётся тональная настройка, включающая пропевание тонического трезвучия, звукоряда тональности, ступеней. Образцы диктантов: Г.Фридкин. “Музыкальные диктанты”, №№ 153, 157. Абитуриентам, не имеющим достаточной  музыкальной подготовки, предлагается вариант выполнения задания - пропеть (повторить голосом на любой слог) прозвучавшую мелодию.

Сольфеджио (устно).

Сольфеджирование: пение с листа одноголосного фрагмента (с дирижированием), например: Б.Калмыков, Г.Фридкин. “Сольфеджио”, Одноголосие, ч. 1, №№ 181, 184, 247.

Интонационные упражнения:

от звука: вверх и вниз звукоряды натурального мажора и трёх видов минора; интервалы (большие, малые, чистые);  трезвучия (мажорное и минорное);

в тональности: ступени, диатонические интервалы, главные трезвучия (тоническое трезвучие – с обращениями), доминантовый септаккорд (в основном виде) с разрешением.

Определение на слух:

вне лада: звукоряды ладов (мажор натуральный, минор трёх видов); интервалы (простые);  аккорды (четыре вида трезвучий, мажорное и минорное трезвучия с обращениями, малый мажорный септаккорд в основном виде);

в тональности ступени, интервалы (в т.ч. в последовательностях); аккорды (главные трезвучия, тоническое трезвучие с обращениями, доминантовый септаккорд в основном виде).

Проверка знаний по музыкальной грамоте:

  • буквенное обозначение звуков и тональностей;
  • лады: мажор натуральный, минор трёх видов; квинтовый ряд тональностей (до пяти ключевых знаков); параллельные тональности;
  • интервалы: ступеневая и тоновая величина простых интервалов;
  • аккорды: четыре вида трезвучий (мажорное и минорное трезвучия с обращениями), малый мажорный септаккорд в основном виде – от звука; главные трезвучия (тоническое трезвучие – с обращениями), доминантовый септаккорд в основном виде с разрешением – в тональности;
  • ритм (метр, размер, ритмический рисунок); темп, основные темповые обозначения.